Москвичам показали забытый архив Гиляровского и мрамор храма Христа Спасителя
С 20 августа в Старом Английском дворе на Варварке — сейчас он вошел в комплекс парка «Зарядье» — открыта выставка «Находки в реставрации». Организаторы представили более 200 экспонатов: они преимущественно обнаружены во время реставрации московских объектов культурного наследия за последние годы. Здесь можно увидеть такие вещи, как уцелевшие мраморные доски старого храма Христа Спасителя, фрагменты отделки метрополитена и ВДНХ и даже архив писателя и краеведа Владимира Гиляровского.
Если археология — это изучение прошлого по его материальным следам, сохранившимся в земле, то реставрационные находки дают возможность применить археологические методы и воссоздать подлинный быт прежних эпох уже «на поверхности» — в чердачных засыпках, заброшенных подвалах и замурованных чуланах. Артефакты здесь, как правило, менее древние, зато не менее интересные и говорящие. В чем каждый может убедиться, попав на выставку в «Зарядье».
— Это уже вторая наша выставка, и хорошо: это значит, что проведение такой реставрационной выставки становится доброй традицией, — отметил, открывая экспозицию, первый замглавы Мосгорнаследия Леонид Кондрашев. — Хотя вы вряд ли на площадке отличите с первого взгляда реставратора от строителя, реставрация вся состоит из неожиданностей. Даже имея хорошо проработанный проект, реставратор часто не может предугадать, что ему подкинет его профессиональная судьба. Так что эта выставка, во-первых, дань уважения нашим коллегам-реставраторам, а во-вторых, попытка поделиться с вами радостью находок, радостью неожиданностей.
Кстати, в свое время и сам Старый Английский двор был такой же — впрочем, грандиозного масштаба — реставрационной находкой, напомнил Кондрашев. Палаты XVI века, к середине прошлого столетия выглядевшие как обычный старый дом с коммуналками, были открыты заново при благоустройстве территории во время постройки гостиницы «Россия» и тогда же отреставрированы как ценнейший памятник архитектуры.
Прямо у входа в палаты небольшая археологическая инсталляция: здесь можно увидеть некоторые находки (прежде всего изразцы), сделанные в ходе раскопок последних лет, в том числе совсем недалеко отсюда, в Китай-городе. Но основная выставка — внутри Старого Английского двора, куда нужно подняться по старинной узкой лестнице, не забыв поклониться низкому дверному проему. Внутри в нескольких комнатах настоящие «клады», которые каждый интересующийся историей города, наверное, хотел бы когда-либо обнаружить самолично. Но — и это, конечно, правильно — в данном случае трофеи получили и музеефицировали реставраторы.
Вот три литографских камня (оригиналы, с которых делались собственно литографии), обнаруженные в историческом здании палат дьяка Украинцева в Колпачном переулке: утонченные фигуры в стиле модерн на них говорят о начале ХХ века. Конечно, это напоминание о том, что в здании палат находилась знаменитая на всю Российскую империю нотопечатня Петра Юргенсона, — таким способом здесь, как и в других тогдашних издательствах, воспроизводили иллюстрации. А рядом с ними мраморные мемориальные доски из старого храма Христа Спасителя: об этом давно забыли, но оказалось, что после взрыва храма эти доски использовались как подоконники в знаменитом газетном издательстве «Правда». В том самом старом корпусе, что погорел в 2006 году и сейчас реставрируется. Деревянный логотип газеты, кстати, тоже спасен при противоаварийных работах и представлен на выставке.
А вот лепнина, навигационные доски, светильники узнаваемого сталинского стиля (от ар-деко 1930-х до пышного неоампира начала 1950-х). Это трофеи с реставрации станций метро (например, «Арбатской» глубокого заложения) и павильонов ВДНХ. Выставка вообще оказалась неиссякаемым источником находок: так, в павильоне «Оптика» под фальшпанелями обнаружились участки горельефа «Праздничный Ленинград», а павильон «Геология» поделился с реставраторами забытой коллекцией минералов советского времени.
Несомненным украшением выставки стал небольшой архив, предположительно, принадлежавший писателю, журналисту и краеведу Владимиру Гиляровскому. «Я часто хожу по букинистическим магазинам, ищу различные бумажные артефакты прошлого, документы, — рассказал москвовед Филипп Смирнов, обнаруживший сокровище и предоставивший его на выставку. — Один из букинистов просигнализировал мне, что есть вещь, представляющая несомненный интерес. И действительно, это бумаги, среди которых билеты на мероприятия, афиши и тому подобное, имеющие отношение к Гиляровскому. С большой вероятностью, одна из бумаг написана его рукой. Так или иначе, это ценнейшая находка, поскольку подобные бумаги чаще всего не считали ценностью и выбрасывали».
Выставка открылась в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030»; и в том, что она посвящена прошлому, нет противоречия. «Все будущее вытекает из прошлого, — сказал на открытии выставки директор «Зарядья» Иван Демидов. — Мы все это понимаем, но редко пользуемся — хотим все начинать с нуля. Но ведь не бывает успешных вариантов, когда будущее обходится без прошлого; и мы не появились бы без наших родителей. Поэтому профессия реставратора занимает почетное место. Реставраторы возвращают нам тот самый облик нашего прошлого. Правильно им распорядиться — наша задача».