Тревожный рост птичьего гриппа напомнил об ошибках с пандемией COVID: смертоносная опасность

0

Америка опять наступает на те же грабли

Повторение ошибок США в отношении COVID-19 в связи с распространением птичьего гриппа вызывает тревогу, говорят специалисты. Эксперты в области общественного здравоохранения предупреждают: «чрезмерно завышенное представление о возможностях» и ограничительные законы могут сделать следующую вспышку более смертоносной.

США совершают те же ошибки с вирусом птичьего гриппа H5N1, что и с COVID, несмотря на то, что высокопатогенный птичий грипп продолжает распространяться на американских фермах и вызывать тревогу, что он может мутировать и стать пандемией, утверждают эксперты в области общественного здравоохранения в New England Journal of Medicine.

«Мы как закрывали глаза на пандемию COVID, так закрываем и на потенциальную зарождающуюся пандемию птичьего гриппа на горизонте», — сказал Грегг Гонсалвес, доцент эпидемиологии в Йельской школе общественного здравоохранения и соавтор статьи. «Наша способность быстро и решительно реагировать — это большая проблема».

Помимо вспышек — COVID, птичьего гриппа, mpox, кори и других опасных патогенов — неспособность или нежелание извлекать уроки из каждого кризиса является самой острой проблемой здравоохранения, с которой сталкивается Америка, сказал он. «Социальная эпидемия забывания, вероятно, является наиболее тревожным событием общественного здравоохранения 2024 года».

Отсутствие тестирования, непрозрачные данные, политические разногласия, плохой доступ к здравоохранению и чувство высокомерия — все это мешало борьбе с COVID, и теперь эти ошибки проявляются в борьбе с птичьим гриппом, сказал Гонсалвес.

«Мы на самом деле ничего не сделали для решения того, что происходит с точки зрения дальнейшего распространения птичьего гриппа в США — мы вернулись к тем же старым ошибкам», — предупреждает эксперт. «Сейчас непосредственный риск низок, и мы не видели передачи от человека к человеку. Но суть в том, что мы не ждем, когда это произойдет. Верно?»

Мировые чиновники опасались пандемии H5N1 с тех пор, как в 1997 году был выявлен первый случай среди людей, отмечает The Guardian.

Высокопатогенные вирусы гриппа находились под пристальным вниманием на протяжении десятилетий из-за их пандемического потенциала, и отчасти из-за мониторинга таких потенциальных пандемических патогенов США заняли первое место по готовности к пандемии в 2019 году.

Однако, когда США поразил новый респираторный вирус SARS-CoV-2, ситуация в США оказалась намного хуже, чем в других странах глобального севера: не менее 1,2 миллиона человек умерли, а миллионы заболели и стали инвалидами из-за вируса, напоминает The Guardian.

Эксперты все еще выясняют причины этого и пытаются привлечь внимание к этим неудачам до следующего предотвратимого кризиса.

Отсутствие тестирования и мониторинга вируса мешало борьбе с COVID, от ограниченных и неисправных тестов в первые дни до отсутствия тестирования, которое сохранялось. Аналогичным образом, ученые теперь знают, что H5N1 циркулировал среди крупного рогатого скота в течение нескольких месяцев, прежде чем был обнаружен, и отчеты указывают на то, что инфекции среди сельскохозяйственных рабочих также могли остаться незамеченными. Некоторые работодатели на фермах неохотно сотрудничают с представителями здравоохранения — так же, как это было в мясной промышленности с Covid, подчеркивает Гонсалвес.

Запутанная и запутанная структура ответственности федеральных, государственных и местных агентств также создает значительные проблемы. Хотя звучали призывы предоставить Центрам по контролю и профилактике заболеваний США более широкие полномочия для руководства федеральными мерами реагирования на пандемии из-за Covid, никаких таких изменений не произошло.

Ведомства по-прежнему испытывают трудности с юрисдикцией и сотрудничеством, и также существуют существенные различия между федеральными, государственными и местными подходами. С Covid «у нас была мозаика государственных мер реагирования, некоторые из которых были более надежными, чем другие, и мы за это заплатили», сказал Гонсалвес.

Ограничения полномочий общественного здравоохранения только усугубились из-за Covid. По крайней мере 26 штатов ввели новые законы, ограничивающие органы общественного здравоохранения во время пандемии, пишет The Guardian. Например, в Айове и Теннесси теперь запрещено ношение масок в школах, а должностные лица здравоохранения не могут закрыть школы в Висконсине.

Это вызывает глубокую тревогу, поскольку следующая пандемия может серьезно повлиять на детей школьного возраста, что исторически было верно для гриппа, говорит Гонсалвес. «Мы зациклены на том, что только что произошло, не имея никакого представления о том, что может принести новая пандемия».

Следующий пандемический вирус может распространяться еще быстрее и быть еще более смертоносным — и это верно, даже если сам вирус не более опасен из-за отсутствия финансирования, доверия и авторитета общественного здравоохранения, сказал он.

«Нам по сути говорят: «Игнорируйте то, что произошло за последние четыре с лишним года, игнорируйте то, что происходит сейчас с птичьим гриппом, и давайте свяжем вам руки за спиной, чтобы иметь возможность отреагировать, когда придет время», — негодует Гонсалвес.

Политические разногласия только усугубились во время пандемии COVID и грозят сорвать усилия по сдерживанию вспышек инфекционных заболеваний.

Растущие антипрививочные настроения могут заблокировать разработку и распространение новых и существующих фармацевтических препаратов, таких как вакцины, после того, как они пройдут сложный и дорогостоящий процесс разработки. Operation Warp Speed, масштабный и успешный проект по быстрому производству вакцин от COVID, свернули, вместо того чтобы стать обычным явлением в борьбе с пандемией.

Неравенство даже сейчас препятствует распространению вакцин. «У нас раздробленная система здравоохранения, а это значит, что если вы не можете получить вакцину из-за того, что у вас сейчас нет страховки, вам чертовски не повезло», — констатирует Гонсалвес.

Те, кто может себе это позволить, могут получить доступ к качественному медицинскому обслуживанию в США, но для тех, кто не застрахован или застрахован недостаточно, остаются серьезные пробелы. По его словам, в системе здравоохранения США «самая шикарная третичная помощь в мире», но она спотыкается на первичной медико-санитарной помощи, профилактической медицине и общественном здравоохранении. «Мы не сильны в основах».

Огромное неравенство означало, что некоторые пациенты смогли получить доступ к некоторым из самых сложных медицинских услуг в мире, в то время как другие с трудом находили достаточно масок, аппаратов искусственной вентиляции легких и методов лечения. В то время как другие страны смягчали самые тяжелые последствия пандемии с помощью сетей социальной защиты, многие американцы были предоставлены сами себе, сказал Гонсалвес. А акцент на индивидуальном здоровье упускает из виду роль общественного здравоохранения, которое по определению является коллективным.

Несмотря на эти фатальные ошибки, в США никогда не было комиссии по COVID для анализа того, что пошло не так, как это сделали такие страны, как Великобритания. Была предпринята двухпартийная попытка создать расследование, подобное комиссии 9/11, но она провалилась, пишет The Guardian.

По словам Гонсалвеса, именно чувство неуместной и постоянной уверенности Америки в том, что она справляется с пандемией как можно лучше, возможно, больше всего повредило ее ответу. «У нас сильно завышенное представление о наших способностях, возможностях и готовности поступать правильно». Например, официальные лица неоднократно заявляли, что «у нас есть инструменты», однако методы лечения и вакцины быстро устаревают по мере развития вируса, в то время как проблемы с доступом и дезинформация сохраняются, а другие меры предосторожности, такие как изоляция на время болезни, больше не рекомендуются.

По словам экспертов, еще есть время исправить эти ошибки.

«Все чрезвычайно благодарны, что мы не застряли в цикле 2020 года, когда наши больницы были переполнены, морги были переполнены, и у нас не было средств против вируса», — сказал Гонсалвес. Но «мы можем сделать гораздо больше», от обновления руководства по респираторным вирусам с учетом последних данных о передаче до улучшения качества воздуха в помещениях.

Пандемия COVID стала «одним из важнейших исторических событий в Соединенных Штатах за последние 100 лет с точки зрения общественного здравоохранения. Мы все страдали», — утверждает Гонсалвес. «Лучший способ избежать боли, которую мы чувствовали за последние четыре года, — это быть готовыми».

Источник