Крупнейший процесс за последнее десятилетие
Во вторник утром, в рамках программы нового премьера Великобритании Кира Стармера по досрочному освобождению заключённых из тюрем, на свободу вышли порядка 1700 преступников. Их будет гораздо больше – в течение шести недель планируется выпустить на волю более 5 тысяч заключённых. И пока освобождаемые ликуют, эксперты с ужасом размышляют, чем это может обернуться.
Изначально принятая новым лейбористским правительством программа вызывала споры. Никто точно не мог сказать, во что выльется преждевременное освобождение тысяч преступников. Однако инициатива уже начала работать, и во вторник первые 1700 заключённых оказались за пределами тюремных стен.
Освобождённые кричали и махали от восторга руками, обнимали близких. Друзья некоторых осуждённых громко включали музыку и обливали выходившего из тюрьмы игристым вином. Один осуждённый наркоторговец и вовсе возликовал: политика Кира Стармера сделала его «пожизненным избирателем Лейбористской партии».
Ещё один настаивал, что отныне он станет хорошим парнем, но нет такой уверенности у экспертов. Они считают, что примерно треть освобождённых могут совершить повторные преступления.
В течение следующих шести недель планируется освободить более 5000 человек, причем на свободу имеют право все, за исключением преступников, совершивших насильственные преступления и отбывающих наказание более четырёх лет.
Главный инспектор пробации Мартин Джонс утверждает: несмотря на благие намерения справиться с охватившим систему уголовного правосудия кризисом, некоторые продолжат совершать новые преступления.
Главный инспектор тюрем Чарли Тейлор также выразил опасения, что переполненность тюрем не способствует «снижению вероятности повторного совершения правонарушений после выхода на свободу» и что их фактическое освобождение «рискованно».
Причины, по которым теперь уже освобождённые правонарушители попали в пенитенциарные учреждения, различны. Кто-то осуждён за кражу в магазине, кто-то – за торговлю наркотиками, кто-то – за сговор с целью совершения ограбления, кто-то – за убийство, а кто-то – за насилие, которым, по словам того же осуждённого, он «наслаждался». Всего не перечесть, компания абсолютно разношёрстная.
Инспектор тюрем Её Величества Чарли Тейлор заявил, что у нынешнего правительства «нет выбора, кроме как что-то предпринять». Но он также отметил, что Великобритания переживает сейчас рискованное время, поскольку очень много заключённых одновременно выходят на свободу. Тейлор уточняет, что обычно в неделю на свободу выходят порядка тысячи заключённых. Но к этому теперь нужно добавить ещё 1700. В октябре страну и вовсе ждёт партия из примерно 2000 человек, что создаёт определённые риски для местных сообществ и увеличивает нагрузку на и так перегруженные службы пробации.
В интервью Би-Би-Си Чарли Тейлор предположил, что неизбежно, что некоторые из освобождённых будут вновь возвращены под стражу. Неизбежно также и то, что немалое количество этих людей останутся бездомными.
Заключённые, которые в настоящее время находятся за решёткой, будут освобождены после отбытия всего лишь 40% своего срока. Такой крайне спорный шаг станет крупнейшим освобождением заключенных за последнее десятилетие. Некоторые тюрьмы в сельской местности даже готовят автобусы для перевозки освобождённых преступников.
Некоторые тюрьмы задумываются, как им стоит освободить преступников из конкурирующих банд, чтобы избежать насилия. Но ошибки произойти могут, а поэтому ни от какой нештатной ситуации никто не застрахован.
Более того, жертвы этих преступников тоже оказываются под угрозой. Никто не гарантирует, что вышедший на свободу преступник не выйдет на связь со своей жертвой или не подстережёт её где-либо. Например, жертвы домашнего насилия уже проводят бессонные ночи, ожидая дату освобождения их обидчиков.