Генетическая мутация может играть роль в результатах выживания при МДС

0

Ретроспективное исследование, опубликованное в журнале «Лейкемия и лимфома», выделило прогностические биомаркеры, связанные с миелодиспластическим синдромом миелопролиферативных новообразований (MDS MPN), а также исследует клинические особенности этих заболеваний.

MDS представляет собой группу гетерогенных клональных нарушений гемопоэтических стволовых клеток, которые приводят к цитопении и повышенному количеству бластов, что, в свою очередь, может вызвать недостаточность костного мозга и риск развития острого миелоидного лейкоза (ОМЛ). Эти расстройства чаще встречаются у пожилых людей, возможно, из-за воспалительных процессов, связанных с возрастом. Наиболее распространенным подтипом MDS, ассоциированным с первичным полицитемией (PCN), является MDS с низким содержанием бластов, также выделяются MDS с избыточным количеством бластов и делецией 5q. MDS MPN, в свою очередь, редко наблюдаются вместе с PCN.

В рамках исследования были проанализированы данные 225 пациентов, которым проводились биопсии костного мозга в патологии Университета Вирджинии за 8 лет. Из них у 26 пациентов диагностированы MDS или MDS MPN, а у 68 – MDS MPN без PCN. В частности, 21 из 26 пациентов имели MDS с PCN, а 5 – MDS MPN с PCN. Из 21 пациента с MDS диагнозы были классифицированы следующим образом: у 11 – MDS с низким содержанием бластов, у 7 – с избытком бластов, у 2 – с мутациями 5q, и у 1 – с мутацией SF3B1. Исследование показало, что у 88% пациентов PCN был диагностирован одновременно с MDS или MDS MPN, а у двух пациентов MDS развился спустя несколько месяцев после диагностирования тлеющей множественной миеломы без применения цитотоксической терапии.

Полные данные о лечении были доступны для 20 пациентов. Пять пациентов с MDS получали азацитидин, двое – дарбэпоэтин альфа, а остальные шесть – гипометилирующие препараты или регулярные переливания крови. В основном пациенты с MDS MPN получали гидроксимочевину, один пациент проходил трансплантацию гемопоэтических стволовых клеток.

Пациенты с MDS делятся на группы по уровню риска. Те, кто имеет очень низкий, умеренный или промежуточный риск, относятся к категории более низкого риска, тогда как пациенты с промежуточным, высоким или очень высоким риском классифицируются как более высокий риск. В данном исследовании только семеро пациентов были отнесены к высокому или очень высокому риску, остальные находились в категории низкого риска.

Генетические мутации играют важную роль в развитии заболеваний. Хотя нет единственной мутации, указывающей на эти расстройства, они могут помочь в диагностике. Наиболее часто встречаемой мутацией в подгруппе MDS-PCN был ген DNMT3A, затем следовал ASXL1, а в подгруппе MDS/MPN-PCN — SRSF2. Совместная мутация с TET2 была высокоспецифическим показателем фенотипа MDS/MPN, однако общих мутаций, объясняющих связь с PCN, не обнаружено.

Исследование также ставило целью выявление факторов, влияющих на выживаемость пациентов. Низкий уровень гемоглобина (<8 г/дл), промежуточный или более высокий риск по шкале IPSS-R, процент бластов 5% и соматические мутации в IDH2 коррелировали с плохой выживаемостью. Установлено, что уровень гемоглобина <8 г/дл и мутация в IDH2 являются независимыми предикторами ухудшения прогноза. Эти данные объясняют высокий уровень смертности у пациентов с MDS MPN-PCN по сравнению с MDS-PCN. Кроме того, у пациентов с MDS MPN наблюдался повышенный фиброз, что также может ухудшать выживаемость.
Источник: www.ajmc.com
Источник