Государственная Третьяковская галерея представляет выставочный проект российского живописца и графика Юрия Николаевича Ларина (1936–2014). В экспозицию вошли живописные и акварельные работы художника, а также документальный раздел. Выставка включает в себя произведения 1970– 2010-х годов из фондов Третьяковской галереи, собрания семьи художника и коллекции семьи искусствоведа, специалиста по истории русского и советского изобразительного искусства Дмитрия Владимировича Сарабьянова.
Юрий Ларин обосновал теоретическую часть своего художественного метода в 1980 году. Цель работы художник видел в том, чтобы «борьба с изобразительностью за музыкальность», происходящая на холсте или бумаге, была доведена до того предела, когда музыкальное начало в живописи начинает брать верх, но не уничтожает изобразительное. Впоследствии он назвал этот принцип «концепцией предельного состояния» и всегда им руководствовался.
Как у любого художника, у Юрия Ларина есть несколько устойчивых любимых мотивов, в разработке которых отчетливо проявляется его творческий метод. Мотив одинокого дерева — один из них. В природе художник искал чистоту линий, ясность цвета и света, лаконичность форм. Города оставляли его равнодушным. Юрия Николаевича вдохновляли пейзажи Прибалтики, Армении, Кавказа, Болгарии, севера Италии. В России его привлекали поленовские места (Таруса, Хотьково), в окрестностях Москвы — Малаховка и Кратово, серию работ он создал в Коломенском.
Важное место в наследии художника занимает цикл «Северная Италия». На его примере можно проследить особенности творческого метода Ларина. Он выбирает места, лежащие в стороне от людских глаз и исхоженных троп, что еще раз подтверждает присущее творчеству и личности Юрия Ларина стремление найти собственный путь.
Принцип минимализма — одна из основ его творчества. Мастер избегает описательности, архитектурных подробностей, мелких деталей ландшафта, изображения конкретных людей. Скупыми, но точно выбранными средствами Ларин передает ощущение прозрачного теплого воздуха и чистого голубого неба. Предметы в натюрмортах и элементы пейзажа словно купаются в пространстве. При этом минимализм Ларина не жесткий и прагматический, а поэтический. Художник приобщает зрителя к своим открытиям и откровениям, и мы начинаем видеть вместе с ним пронизанное светом и воздухом облако, мягкие очертания гор в мареве летнего зноя. Смелость и свобода, с которыми художник обращается с предметным миром, поразительны. Работы Юрия Ларина находятся на границе между чистой абстракцией и фигуративной живописью. Еще один шаг в сторону минимализации, упрощения, обобщения — и связь с реальностью будет утеряна. Но от этого шага художник сознательно воздерживается.
Наряду с пейзажными произведениями, превалирующими на выставке, здесь представлено восемь портретов. Они разнообразны по манере исполнения и свободны от привычных штампов этого жанра. Портреты Ларина (а пишет он близких друзей и родственных по духу людей) — это область потаенной внутренней жизни человека, растворенная в пластике, цвете и свете.
Первая выставка Юрия Ларина в Третьяковской галерее призвана дать представление о пути, пройденном художником, стремящимся утвердить и обогатить нюансами заявленную им концепцию предельного состояния.
«Одухотворенное искусство Юрия Ларина, отметающее все лишнее, предлагает свежий взгляд на мир, увиденный чистым и мудрым человеком, художником и философом. Наша выставка — дань любви, восхищения и благодарности. Мы хотели сложить ее как стихотворение. Надеюсь, что нам это удалось», — прокомментировала экспозицию Татьяна Карпова, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе.