В Москве реконструируют клуб фабрики «Свобода»: проблемное творение Константина Мельникова

0

Судьба здания на Вятской улице была максимально сложной

Реставраторы продемонстрировали москвичам возрожденные фасады бывшего клуба парфюмерной фабрики «Свобода» на Вятской улице. Это один из домов культуры, построенных в Москве по проекту легендарного Константина Мельникова — причем судьба здания была максимально сложной. Сначала авангардный клуб конструктивно упрощали, затем в частных руках отреставрировали под «дорогой-богатый» банкетный зал. Сейчас, кажется, клуб обретает изначальные формы — но лишь синхронно с трансформацией всего квартала.

тестовый баннер под заглавное изображение

Работы на объекте культурного наследия (статус памятника регионального значения присвоен клубу еще в 1990 году) планируют завершить весной этого года. Проект реставрации был составлен на основе сохранившихся чертежей, зарисовок и фотографий. Отметим, что пользоваться документами и прочими источниками пришлось много: за 95 лет с момента постройки ДК изменился почти до неузнаваемости, а интерьеры были во многом утрачены в 2000-е.

Всего Константин Мельников спроектировал четыре здания ДК для Всесоюзного профсоюза работников химической промышленности СССР — помимо клуба рабочих фабрики «Свобода», это клуб Дорхимзавода имени Фрунзе, завода «Каучук» и Клуб фарфористов в Ликино-Дулево. Все четыре постройки сохранились, две из трех московских — клубы Дорхимзавода и «Каучук» — были качественно отреставрированы в последние 15 лет. ДК фабрики «Свобода» был едва ли не последним из московских конструктивистских ДК, находившихся в плачевном состоянии.

Судьба здания оказалась сложной сразу по нескольким причинам. Во-первых, именно с клубом парфюмеров Мельников решил максимально поэкспериментировать. «Во Дворце на Вятской улице зрительный зал запроектирован удлинённой эллиптического сечения цистерной, которая разрезалась опускной стеной пополам на «кино» и «театр» со всей сложно оборудованной сценой», — отмечал на склоне лет сам автор проекта. Помимо необычной топологии здания, планировки и расчетное использование тоже никак не назвать обычным: предполагалось, что большие массы людей будут не только входить и выходить в клуб, но и проходить сквозь него на демонстрациях: с одного фасада ДК находится Вятская улица, с другого, заднего — стадион, который позже назвали «Автомобилист».

А кроме этой экзотической задумки, Мельников запроектировал в цоколе клуба плавательный бассейн (который не был воплощен за отсутствием тогда на Вятской улице водопровода и канализации). На бумаге остались и пандусы для того самого прохода демонстраций. Зато внешние лестницы (способ сэкономить пространство — внутренние «сжирали» полезный объем) как раз и были возведены, в результате геометрия здания заметно осложнилась.

С самого начала проект осуждали за «формализм» — и в данном случае хорошо видно, что это строительно-архитектурное ругательство означало порой не только отсутствие колонн и прочих «рюшечек», но и сложность в эксплуатации. Много стеклянных поверхностей, те самые внешние объемы, раздвижная стена — все это натурально бесило эксплуатационщиков (как, кстати, и на кинотеатре «Ударник») и было в 1950-х годах благополучно убрано. Дом культуры привели к «усредненно-функциональному» виду, и к постсоветским временам оно никакой достопримечательностью не являлось (кроме как для немногочисленных ценителей Мельникова).

Реставрация же 2004-2006 годов, хотя и продлила жизнь зданию, не возродила его, а, по тогдашним оценкам специалистов по архитектуре авангарда, сгубила остатки интерьеров: коммерческий банкетный зал, который там был обустроен и работал до начала 2016 года, не имел ничего общего в оформлении с творением Константина Мельникова. Внешний облик восстановили, но тоже не полностью.

Сейчас, когда накоплен и опыт, и вкус в реставрации объектов русского авангарда, куда меньше оснований опасаться за сохранность ДК. Можно ожидать, что здание куда больше будет напоминать постройку эпохи апогея конструктивизма — в СССР он пришелся именно на рубеж 1920-30-х годов. Парадоксальным образом, с мертвой точки дело сдвинулось в тот момент, когда под реконструкцию попал весь квартал на пересечении Вятской улицы и 4-го Вятского переулка — по условиям КРТ (комплексного развития территорий) это здание должно быть отреставрировано, а вокруг возведут деловой и торговый квартал.

Похоже, что с ДК фабрики «Свобода» будет что-то похожее на ту метаморфозу, что произошла с хлебозаводами конструкции инженера Марсакова — имени Зотова на Ходынской улице и номер 9 на Новодмитровской. Благодаря реконструкции окружающих территорий памятники качественно отреставрированы. Правда, ценой утраты изначальной функции и необратимого изменения масштаба всей окружающей застройки. Но альтернатив, кажется, в наше время не предлагается.

Источник