
Проект реконструкции цирка на проспекте Вернадского вызвал недоумение общественности
В Москве официально представили концепцию реконструкции Большого цирка на проспекте Вернадского. Судя по всему, от нынешнего здания, одного из символов советского архитектурного модернизма, практически ничего не останется. На отрисовках новый проект подчеркнуто «евразийский», напоминающий восточную сказку. Общая площадь комплекса, который станет большим семейным развлекательным центром мирового уровня, превысит 80 тысяч квадратных метров.
тестовый баннер под заглавное изображение
О том, что концепция реконструкции Большого московского цирка определена, сообщается в Telegram-канале мэра столицы Сергея Собянина. «Комплекс будет состоять из центрального здания в форме шатра и вытянутого вспомогательного корпуса; между собой их соединят переходом, — отмечается в публикации. — Общая площадь превысит 80 тыс. кв. м. Вместимость зрительного зала увеличится с трёх до пяти тысяч мест».
Подчеркивая, что «новый комплекс органично впишется в окружающий ландшафт и застройку», канал градоначальника сообщает, что в стартовавшем в минувшем сентябре конкурсе «победил проект, позволяющий создать в городе объект циркового искусства мирового уровня и уникальный формат общественного пространства с зонами для проведения выставок и семейного отдыха».
Собеседники «МК» в архитектурном сообществе Москвы добавили, что проект подразумевает снос существующего здания Большого московского цирка, построенного в 1971 году по проекту команды архитекторов под руководством Якова Белопольского. Это один из характерных образцов советского модернизма, статуса объекта культурного наследия здание цирка не имеет.
Своими округлыми формами и пропорциями новый концептуальный проект напоминает шатер — очевидно, авторы подразумевали передвижные цирки-шапито, стандарт сферы развлечений начала ХХ века в большинстве стран мира. Однако в русской культуре шатер имеет еще и отчетливо «восточную» ассоциацию, восходящую ко временам борьбы с монголо-татарским игом. Деталировкой же концепция напоминает современные общественные постройки азиатских государств.
Если проект будет осуществлен именно в таком стиле, он вполне способен в будущем стать своего рода символом архитектурного разворота России на Восток. По крайней мере, это первая столь значимая архитектурная доминанта, выполненная в такой стилистике. Впрочем, зданий в стиле советского модернизма, не защищенных законом об охране наследия и при этом сильно изношенных, в Москве еще достаточно, начиная с «книжки» СЭВ на Новом Арбате, о грядущей реконструкции которой уже объявлено. Значит, мы вполне можем увидеть и новые образцы такой архитектуры.