Противный сухой кашель, насморк, сильная головная боль, жгучие мышечные боли, а все, что вы едите, похоже на пыль. Как пишет Mail on Sunday, с этим списком симптомов британская общественность стала слишком хорошо знакома за последние полтора года — классический COVID. Или нет? Две недели назад обозреватель Mail on Sunday Сара Вайн написала о том, как она столкнулась именно с этой комбинацией недугов, но несколько тестов — как ПЦР-тест, так и быстрые боковые потоки — дали отрицательные результаты.
Выступая в подкасте Medical Minefield, 54-летняя мать двоих детей описала это явление как «жуткое»: «Это так странно. На самом деле я не болею, и когда я болею, это не мешает мне что-то делать. Но это действительно мешает мне».
Рассказ Сары Вайн вызвал поток писем от читателей, страдающих таким же образом и столь же отчаянно нуждающихся в ответах о своей загадочной болезни.
Некоторые, например 23-летняя стоматологическая медсестра из Саутгемптона Молли Уиттакер, страдают, как Сара, сохраняющимися симптомами: «Все началось с непрерывного кашля, потери вкуса и запаха, а также с небольшой температуры. Я сделала несколько тестов на COVID, ПЦР и боковой поток — все отрицательно. Сейчас, три недели спустя, я принимаю антибиотики, но они не помогают. Мне всего 23 года, предположительно, я в хорошей форме и здоров, но я действительно борюсь с болезнью и совсем не здорова».
Другая читательница, 77-летняя Мари Морган из Хоува, написала: «Я никогда в жизни не чувствовала себя так плохо. В течение трех недель я испытывала высокие температуры, продолжительные приступы сильного холода и дрожи, но ночью пот настолько сильный, что я полностью промокаю два или три раза. Мое дыхание стало настолько плохим, что я не могла ни говорить, ни ходить. Мой первый ПЦР-тест на COVID был отрицательным, но второй, через две недели, оказался безрезультатным — отметка не была ни положительной, ни отрицательной».
Пытаясь разобраться во всем этом, издание Mail on Sunday решило передать рассказы читателей экспертам.
Сара Вайе рассказывает, что у нее все началось около месяца назад с «ужасной летней простуды»: «Это вроде как прошло. Но потом я почувствовала себя очень, очень плохо — и все. Это был насморк, ужасные головные боли и это ощущение, что тебя только что выжали, все болит».
В начале болезни у нее не было никаких официальных симптомов коронавируса — кашля, лихорадки или потери обоняния и вкуса, — но на всякий случай она прошла тест – результат был отрицательным.
Она говорит: «Я думала, я просто чувствую себя уставшей, измученной или что-то в этом роде».
Прошла еще пара дней, и у женщины проявились официальные симптомы COVID: «Я внезапно потеряла обоняние и вкус, что действительно странно. У меня такого раньше не было. Это не значит, что когда вы простужены, вы не можете попробовать что-то на вкус, а затем, если вы высморкаетесь, вы на мгновение почувствуете вкус. Это было абсолютное отсутствие запаха и вкуса. И я знала, что это очень характерно для COVID».
В качестве эксперимента она попробовала стакан водки с тоником в надежде пробудить свои вкусовые рецепторы. «Ничего подобного. На вкус было похоже на воду, — говорит она. – Затем начала болеть у меня в груди, и у меня появился очень неприятный кашель».
Именно тогда Сара, получившая две дозы инъекции вакцины AstraZeneca в начале этого года, посетила правительственный веб-сайт и заказала золотой стандарт ПЦР-теста. Результат был отрицательный. «Я также прошла экспресс-тесты бокового потока, и продолжаю делать это регулярно» — говорит она. – Отрицательный, отрицательный, отрицательный, отрицательный. Так что я не знаю, может быть, вирусной нагрузки просто недостаточно, чтобы проявиться болезни».
Но, насколько Сара знает, она не контактировала с инфицированными людьми.
Сейчас, через месяц после начала симптомов, Сара говорит, что болезненные проявления «приходят и уходят»: «Иногда чувствую себя совершенно нормально. Иногда я просыпаюсь и чувствую себя ужасно ».
Ее чувства еще не вернулись: «Я все еще чувствую немного по-другому. Раньше я действительно был одним из тех людей, которые чувствуют запах сигарет за 200 шагов. Я больше не чувствую такого запаха. Пища во рту похожа на пыль, поэтому я стали есть намного меньше. Соль ощущается немного, но не полностью. Теперь мне нравится есть вещи с текстурой, поэтому я стала по-настоящему одержима попкорном и тостами».
Загадка Сары возникла из-за того, что эксперты предупреждают о необычно высоких уровнях других респираторных инфекций, которые быстро распространяются в сообществах из-за внезапного возвращения к социальному смешению. Так появился ли новый, поражающий нас м похожий на COVID вирус?
По мнению ученых, это маловероятно. Доктор Питер Инглиш, эксперт в области общественного здравоохранения, «не был удивлен» всеми причудливыми случаями «COVID, но не COVID».
«Я бы не стал слишком беспокоиться, если у вас будут отрицательные результаты тестов — они, скорее всего, будут ложноотрицательными», — говорит он.
Известно, что даже самый золотой стандарт теста менее чем на 100 процентов надежен при обнаружении истинных случаев COVID-19.
«Если вы возьмете десять человек, у которых действительно есть COVID, тесты ПЦР определят положительные результаты только у семи из них», — говорит доктор Инглиш.
Испытания на боковой поток также не являются надежными. У людей с симптомами ложноотрицательный результат составляет 5%. Согласно анализу, опубликованному в British Medical Journal, у бессимптомных людей эта цифра составляет примерно 40 процентов.
И время проведения теста также имеет ключевое значение. В прошлом году ученые Университетского колледжа Лондона проанализировали надежность тестов ПЦР в 32 исследованиях и обнаружили, что точность упала с 89 процентов до 54 процентов, когда пациенты ждали более четырех дней после появления симптомов, чтобы пройти тестирование.
Эксперты говорят, что это связано с тем, что у большинства людей вирусную нагрузку — количество вируса, которое человек несет в носу и рту — легче обнаружить на высоких уровнях, которые обычно находятся в самом начале инфекции.
По словам доктора Инглиша, полностью вакцинированные люди с большей вероятностью «избавятся» от вируса. «Поскольку иммунная система была подготовлена либо предшествующим воздействием вакцины, либо болезнью, она может очень быстро начать вырабатывать антитела и атаковать вирус», — говорит он.
Все это звучит правдоподобно в случае Сары Вайн: она прошла тест ПЦР через неделю после того, как начала плохо себя чувствовать. Но как анализы могли оставаться отрицательными, если симптомы не исчезли?
«Те, кто больше болеет COVID, как правило, избавляются от вируса намного быстрее, чем те, у кого нет стойких симптомов, — говорит доктор Джулиан Танг, профессор респираторных наук в Университете Лестера. – Серьезные симптомы вызваны не самим вирусом, а экстремальной реакцией иммунной системы на него. Хотя это означает, что вирус быстро выводится из дыхательных путей, симптомы, вызываемые боевыми клетками организма, пытающимися устранить злоумышленника, сохранятся».
Еще один уровень сложности — уникальная природа разновидности коронавируса «Дельта», которая стала наиболее доминирующей разновидностью в Великобритании в течение последних четырех месяцев. Согласно крупнейшему в Британии исследованию по отслеживанию симптомов, в котором собраны данные об опыте COVID более чем четырех миллионов британцев, использующих приложение Zoe, вариант «Дельта» больше похож на простуду, чем предыдущая версия.
Ведущий исследователь, профессор Тим Спектор, говорит, что данные свидетельствуют о том, что «Дельта» проявляла себя «больше похожей на простуду», и большинство людей сообщали о мышечных болях, насморке и боли в горле. По словам профессора Спектора, кашель, лихорадка и потеря вкуса, запаха и вкуса также становятся менее распространенными.
«Мы знаем, что при варианте Дельта возникают разные общие симптомы, — подтверждает доктор Инглиш. – Тем не менее, правительство требует, чтобы вы сдавали анализы и изолировались только в том случае, если у вас кашель, жар или потеря обоняния и вкуса. Я думаю, что это преднамеренная попытка уменьшить количество людей, которые самоизолируются, когда им нужно — сложнее пройти тест ПЦР, если у вас нет классических симптомов».
Другая возможность, однако, заключается в том, что эта инфекция полностью отличается от COVID. В последние месяцы врачи предупреждают о всплеске других серьезных респираторных вирусов, особенно у маленьких детей и пожилых людей.
Исследование Королевского колледжа врачей общей практики, опубликованное в июле, показало резкое увеличение случаев бронхита, простуды и тяжелых инфекций, поражающих детей раннего возраста, респираторно-синцитиального вируса.
В то время года, когда случаи респираторно-синцитиального вируса обычно были близки к нулю и оставались стабильными, Служба общественного здравоохранения Англии обнаружила, что положительные образцы выросли в четыре раза за пять недель до конца июля.
В прошлом месяце количество случаев респираторно-синцитиального вируса в августе было самым высоким, чем за последние 12 лет. Эксперты обвинили этот всплеск в увеличении социального смешения, а также в ограниченных возможностях выработки иммунитета к распространенным вирусам из-за социальной изоляции.
Доктор Инглиш говорит: «Обычно мы видим, что количество детей, подвергшихся воздействию респираторно-синцитиального вируса, увеличивается с течением времени. Но большинство из них не подверглись воздействию, поэтому теперь в школах нет смягчающих мер, нет требований носить маски, недостаточная вентиляция — все, что, как мы знаем, распространяет болезни, они все заражаются одновременно. Итак, мы наблюдаем большой всплеск. Вместо того чтобы инфекции распространяться в течение длительного периода времени, все они возникают одновременно».
И, судя по имеющимся ограниченным данным, обычная простуда тоже на подъеме. Каждую неделю британское правительство выпускает отчет о эпиднадзоре за гриппом, основанный на тысячах случайно выбранных образцов от пациентов с простудными симптомами в отделениях общей практики и больничных отделениях по всей стране.
В то время как уровень заболеваемости гриппом в настоящее время остается «очень низким», в период со 2 по 16 сентября уровень риновируса — вируса, вызывающего простуду, — вырос с 5,9 процента из 100 000 исследованных образцов до 12,7 процента.
А как насчет ужасного сценария — новой мутации COVID, которую тесты не обнаруживают? «Это не невозможно, но очень, очень маловероятно, — объясняет доктор Джулиан Танг. – Тесты работают, выискивая несколько белков-мишеней внутри вируса, и даже если один из них отсутствует, вы всегда обнаружите другой. Очень необычно, чтобы более одной из этих целей мутировали одновременно».
Так что же делать, если у появляются симптомы COVID, но без самого COVID? Британские власти рекомендуют период самоизоляции только в том случае, если имеется положительный результат на COVID-19 при ПЦР-тесте или если это рекомендовано службой NHS Test and Trace. Но доктор Инглиш советует тем, у кого отрицательный результат теста на коронавирус, продолжать принимать меры предосторожности. «Если вы живете в семье с кем-то, кто уязвим и, возможно, не отреагировал на вакцину, я бы определенно избегал контакта с ними в течение десяти дней после появления симптомов», — говорит он.
Доктор Танг говорит, что существуют подробные тесты, которые могут точно определить, какой вирус является носителем человека, известные как «полная респираторная панель». Однако для того, чтобы это было эффективным, пациент должен находиться в больнице, пока он заразен, что с точки зрения логистики будет непросто. Эти тесты предназначены для детей и пожилых людей, которые поступают в больницу с тяжелым гриппоподобным заболеванием.
В противном случае эксперт рекомендует вести себя так, как с любой заразной болезнью: «Когда у вас простуда или вирус любого типа, это обычное приличие — держаться подальше от других, чтобы не передать их. Так что работайте из дома, не ходите на светские мероприятия и держитесь на расстоянии. Просто нужно быть осторожным».