2 марта открывается выставка «Панк-культура. Король и Шут» на «Винзаводе».
Масштабная экспозиция поделена на две части и рассказывает как о группе «Король и Шут», так и об истории культуры панка в целом. Выставка заняла два больших пространства – «Цех белого» и «Цех красного» – и охватит период от зарождения стиля в Великобритании до его трансформации в СССР, постсоветской России и в наши дни.
С 2 марта по 31 мая в Центре современного искусства «Винзавод» будет работать выставка «Панк-культура. Король и Шут», которая в двух своих выставочных пространствах рассказывает две истории – в «Цехе белого» ретроспективу панка как явления в музыке моде и искусстве, а в «Цехе красного» о пути группы «Король и Шут». Оба зала проводят посетителей выставки через историю, сопровождая каждую остановку у экспоната саундтреком от групп Sex Pistols, The Ramones, The Stooges, «Гражданская оборона», «КИНО», «НАИВ», Lumen, «Король и Шут» и других.
Двусоставная композиция выставки становится образным таймлайном, где каждый зритель может проследить процесс зарождения и развития стиля на Западе, его последующую жизнь и появление в России, и одновременно – историю группы «Король и шут», подхватившей, пропустившей через себя и трансформировавшей явление панк-рока в мистические образы, с которыми группа ассоциируется по сей день.
Агния Стерлигова, основатель и генеральный директор бюро Planet9: «За созданием нашего проекта стоит невероятное количество специалистов. Часть декораций мы взяли со съемочной площадки «Король и Шут», с чем-то помогали художники по свету, гримёры, костюмеры и многие другие. Создавая эту выставку, мы не пытались мимикрировать под привычное визуальное представление панк-культуры. Мы создали противоречивый, живой и интересный проект, который вместил в себя главные аспекты субкультуры и правильно их раскрыл. Дуалистичность представленной темы и пространство Винзавода условно разделили выставку на две части. В пространстве, посвящённом «Королю и Шуту», нам хотелось выделить узнаваемую айдентику группы. В этом помогло и само помещение, напоминающее своими сводами замок в романском стиле, и экспонаты, инсталляции, интересные тексты и факты. Мы надеемся, что выставка понравится не только молодой аудитории, но и более зрелым людям, в том числе причисляющим себя к панк-культуре».
Зал «Истории панк-рока» состоит из нескольких пространств. С самого начала зритель попадает в Англию середины 70-х, где оказывается рядом с витриной культового магазина «SEX», оказавшего значительное влияние на формирование привычного образа панка. В экспозицию вошли знаковые футболки с принтами Джона Доу и Молли Вайт, рубашки и платья от иконы панк-стиля Вивьен Вествуд, постеры в стиле газетных вырезок Джейми Рида, ставшие олицетворением визуального образа панка и послужившие обложками к альбомам культовых Sex Pistols. Кроме того, в пространстве разместились оригинальные авторские ксероксы, предоставленные лондонской галереей Джона Марчанта с разрешения самого Джейми Рида.
Василий Успенский, куратор: «Можно очень долго спорить, кто панк, а кто не панк, и у трех человек будет пять разных мнений. Панк, как свободная система – не имеет четких границ. Да и сам по себе панк может быть очень разный, в том числе и западный. Есть очень много западного панка, которого мы панком никогда не признавали. Кажется, что русские представления о панке более радикальные, чем западные. У нас такой нигилистический панк. Буквально про каждого артиста в течение выставки были споры. Поскольку у панка нет формальных четких признаков, то есть это не стиль, это некое направление мысли – может быть только личное ему определение. Мы старались некое совокупное решение принимать, поэтому исходили из некоего субъективного, внутреннего понимания панка».
Отдельной частью зала «Истории панк-рока» станут образы и истории советского панка – от поэтических исканий сибирских панков и знаменитых отечественных панк-групп до работ постмодернистов и современных художников. Здесь гости увидят самиздатовские зины рок-листка «Окорок», альманахи московской рок-лаборатории «СДВИГ» начала 90-х годов, кассеты и магнитоальбомы «первых советских панков», рукописи текстов песен Янки Дягилевой, печатную машинку Петра Мамонова, черно-белые фотографии знаменитого Игоря Мухина, снимавшего портреты неформальной советской молодёжи и рок-музыкантов, концертные фотографии «Гражданской обороны», «Зоопарка», «Автоматических удовлетворителей», раритетную советскую звукозаписывающую аппаратуру, концертные гитары, синтезаторы и барабаны, видеокассеты с записями концертов, артефакты из культового ленинградского рок-клуба «Tamtam», а также уникальные экспонаты из домашней студии Егора Летова, впервые привезенные в Москву.
Визуальным образам позднесоветского панка будет посвящена отдельная часть экспозиции – специальная зона «НЕТ» в «Цехе белого», где будут представлены работы советских и современных художников, российских концептуалистов и постмодернистов, относящихся к панку. Работы Олега Котельникова и Дмитрия Пригова, тот самый знаменитый коллаж Егора Летова, коллажные работы Игоря Межерицкого и Дмитрия Алексеева, постеры Григория Ющенко и работы Пахома. По словам кураторов экспозиции, многие экспонаты этого отдела – сами по себе основа для целой, отдельной выставки.
Борис Барабанов, куратор: «Наряду с «панком» как музыкальным направлением, существует определение «панка» как человека, который совершил нечто, выходящее за рамки. Поэтому Диогена, жившего в бочке и отказавшегося от имущества, Валерия Чкалова, пролетевшего под мостом на самолёте, или мэра города Рейкьявика Йона Гнарра в определенном контексте можно назвать панками. Когда мы видим какой-то яркий поступок человека, необязательно имеющего отношение к музыке или современному искусству, поступок, выходящий за рамки, нарушающий границы, мы называем его «панком». Здесь нет никаких возрастных или классовых ограничений. Это акт отрицания устоявшихся границ, акт экспрессии и выражения своих эмоций».
В «Цехе красного» выставка проведет зрителей через все основные точки жизни группы «Король и Шут» и её участников. В пространстве цеха расположились оригиналы писем Горшка Князю в армию и дембельский альбом Князя, уникальные оригиналы тетрадей с черновиками текстов, которые впоследствии были взяты за основу «Старой книги», ранние фотографии Горшка и Князя, две узнаваемые поклонниками, разрисованные Князем рубашки, в которых он выступал на первых концертах группы, первые афиши и сохраненные Князем фрагменты самодельного мерча в виде вырезок из футболок, оригиналы работ, ставшие обложками альбомов и будущим мерчем группы, одна из любимых курток Горшка из магазина Castle Rock и рубашка с нашивками, в которой он выступал на последних концертах, черновики текстов песен «Кукла колдуна», «Король и Шут» и «Охотник», кожаный плащ Горшка с надписью на спине «Все пропьем, но панк не опозорим», оригинал культовой работы «Дерево – голова», написанный гелевой ручкой, и многое другое.
Андрей Князев, куратор зала «Король и Шут»: «То, что происходит сейчас с этим повышенным вниманием к группе – для нас это очень важно, важно для очень большого количества людей, иначе бы этого не происходило. Это какая-то идея наших мечтаний, наших стремлений. Мы действительно хотели выйти на мощный всероссийский уровень и в итоге-то вышли, но без так называемой «продюсерской помощи». Без какого-то коммерческого плана, а только на собственной инициативе и будучи услышанными в народе. Это очень важный момент, потому что и сейчас ситуация не поменялась, ничто не попало в руки продюсеров. Все это — чистое живое творчество для живых людей. Просто сейчас оно другими красками полыхает».
Особое место в экспозиции займут артефакты, связанные с сериалом Кинопоиска «Король и Шут». Частью выставки станут декорации проекта, снятого в жанре панк-сказки, и VR-секция с клипом в формате 360° на песню «Мёртвый анархист», в которой гости смогут побывать на съёмочной площадке сериала и оказаться в фэнтези-мире вместе с актёрами Константином Плотниковым, Владом Коноплёвым и другими.
Выставка стартует 2 марта и продлится до 31 мая, билеты доступны на Яндекс Афише.