Bloomberg: США вынуждена арендовать супертанкеры, так как средние суда перевозят российскую нефть

0

Россия увеличивает свой нефтеналивной флот. CNN сообщает, что ежемесячно в теневой флот входит 25-35 судов. Около 600 танкеров перевозят российскую нефть (10 процентов мирового рынка). «Коммерсантъ» сообщает, что в начале января Economist подсчитал, что российских нефтяных танкеров было 360.

Мэтью Райт, старший аналитик компании Kpler, делит российские нефтеналивные суда на два типа: серый и темный. После российской военной интервенции в Украину европейцы продали «серые корабли» азиатским и ближневосточным компаниям. Компании из Ирана и Венесуэлы владеют «темными кораблями».

Мэтью Райт объяснил, что «темные корабли» не могут использовать автоматическую систему идентификации. Это не позволяет идентифицировать их, а также их размер и местоположение. Отследить их практически невозможно. Несмотря на то, что большая часть российской нефти запрещена в западных странах, она все еще может поставляться иностранным покупателям. По данным Kpler, в январе 36 процентов торговых операций с российской нефтью осуществлялись судами, принадлежащими европейцам.

Ценовое ограничение на поставки нефти по морю было снято, и большая часть российских ресурсов была перенаправлена в Индию и Китай. По оценкам Международного энергетического агентства, в декабре 2022 года Индия экспортировала из России 1,6 млн баррелей нефти в день. Bloomberg сообщает, что Индия закупает нефть в России со значительной скидкой, а затем отправляет ее в Европу после завершения переработки. Wall Street Journal сообщает, что этот же процесс используют и страны Северной Африки.

Стоимость этого танкерного флота составляет более 2 миллиардов долларов. Это около 10 процентов всех существующих танкеров. В прошлом году неизвестные покупатели начали приобретать старые суда. Их связывают с Россией участники рынка, которые хотят обойти ограничения на транспортировку нефти. Именно поэтому цены на транспортировку «черного золота» выросли по всему миру.

Неизвестные покупатели приобрели около 100 судов еще в начале прошлого года. По словам Игоря Юшкова (ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности), остальные суда, скорее всего, были доступны на сером рынке. Он отмечает, что теневой рынок морских перевозок уже был велик, причем танкеры были способны игнорировать любые санкции. Перевозилась как иранская, так и венесуэльская нефть.

Перевозка нефти дорожает

Эксперт считает, что некоторые из судов могли работать по белой схеме. Эти суда могли перевозить российское или другое сырье. Транспортировка стала бы намного дороже, даже если бы не было предельных цен. Нефть из России стала поступать на азиатские рынки, и она дорожала. Теперь российские экспортеры нефти везут ее не из Южной Европы в Новороссийск, а в Индию.

Юшков объясняет, что то же самое происходит и со всеми другими производителями. Раньше Саудовская Аравия и Ирак поставляли нефть в Индию. Путь занимает больше времени, поэтому тот же объем, который когда-то доставляли, теперь требует больше танкеров. Из-за этого стоимость грузоперевозок растет. В нашем случае она выросла еще больше, потому что стало меньше судов, из которых можно выбирать.

В теневом флоте есть ряд танкеров, которые трудно идентифицировать. Только несколько судов зарегистрированы российскими компаниями. Остальные, скорее всего, принадлежат иностранным фирмам. Сергей Кондратьев (заместитель начальника экономического отдела Института энергетики и финансов) заявил, что $2,2 млрд кажутся консервативными, если рассматривать от 400 до 600 танкеров. Даже если суда старые, они все равно будут стоить дорого.

Экономист заявил, «что касается тех, кто потратил такие деньги, то это структуры, связанные с российскими нефтяными компаниями». Это могут быть структуры трейдеров или просто организации, созданные для этих целей. В прошлом году российские предприятия были шокированы ростом стоимости фрахта. Было выгодно покупать танкеры, а затем переходить на владение своими судами. Теперь танкер способен окупить свои расходы всего за пять-шесть рейсов.

Кроме того, в феврале экспорт нефти из России увеличился более чем на 25%, несмотря на планы по сокращению добычи. Не исключено, что это решение было принято нелегко. Аналитики из западных стран отмечают, что Россия стала меньше зависеть от услуг европейских авиакомпаний.

Несмотря на эмбарго, североафриканские страны по-прежнему покупают российские нефтепродукты. В 2021 году Марокко закупило в Москве 600 000 баррелей дизельного топлива. Это связано с тем, что страна импортировала из Москвы только 2 000 000 баррелей дизельного топлива в первый месяц. В Тунисе и Египте, а также в Ливии наблюдаются скачки спроса. В этих странах также наблюдается стремительный рост экспорта нефти. Аналитики западных стран говорят, что они не увеличивают объемы переработки на своих НПЗ. Именно таким образом, подозревают они, российский мазут и дизельное топливо попадают в Европу, не нарушая никаких санкций.

Станислав Митрахович, старший научный сотрудник Финансового университета, говорит, что «западные агентства» уже давно писали о Марокко. В последнее время импорт российских нефтепродуктов увеличился более чем в десять раз. Для того чтобы экспортировать некоторые продукты в Европу, возможен внутренний и прямой реэкспорт.

Кроме того, возможны поставки смешанных нефтепродуктов. Официально позиция Европейского союза заключается в том, что они не обязаны платить предельную цену. Он утверждает, что в импорте смесевых материалов должна быть значительная доля нероссийского сырья.

Митрахович спрашивает: «Что значит существенная? Как это измерить?» Все это регулирование тщательно изучается ЕС. Вы можете повысить цены на импортируемые российские нефтепродукты и смешанные товары, запретив их ввоз.

Северная Африка — отличное направление для реэкспорта российских нефтепродуктов. Сейчас расстояние от Европы до портов Балтийского моря и местных гаваней почти вдвое меньше. Транспортировка нефти в этот регион обходится гораздо дешевле, чем в Азию. Три недели назад ЕС ввел эмбарго на российские нефтепродукты и ограничение на цены. Эксперты обсуждали возможность сокращения Россией экспорта мазута и дизельного топлива. Сергей Кондратьев отмечает, что худшие прогнозы еще не сбылись.

Он заключает, что «основная тенденция, которую мы наблюдаем, заключается в том, что существенных сокращений экспорта нефтепродуктов из России не произошло». Об этом свидетельствуют данные об объемах производства российских нефтеперерабатывающих заводов. Россия продолжает искать альтернативные рынки сбыта. Процесс реструктуризации экспортных потоков аналогичен процессу реструктуризации сырой нефти.

Кондратьев говорит, что ситуация осложняется наличием нескольких видов нефтепродуктов. В целом сейчас можно сказать, что ситуация улучшается для нас быстрее, чем мы ожидали.

Источник