«Для них подлинная любовь сочетается с чувством тревоги и опасности»
После того как эмоциональная боль от расставания становится совершенно невыносимой, специалисты сейчас ставят диагноз «любовная зависимость». Это означает, что отношения всегда дисфункциональны. Многие эксперты считают, что в значительной степени неизвестная форма зависимости не изучена так хорошо, чтобы ставить её как заболевание.
Проблема в отношениях, абьюз и токсичные партнеры стали главной темой для обсуждения в текущем десятилетии. Такая тенденция породила популярность для самодиагностирования любовной зависимости.
Любовная зависимость имеет много разновидностей, хотя все они связаны страхом близости. Есть одержимый любовный, созависимый, нарциссический, избегающий и романтический типы.
Вылечившаяся от этого заболевания журналистка рассказывает британскому изданию The Independent о своем опыте и сравнивает свои сеансы с психотерапевтом с тестом Cosmopolitan. После излечения ей казалось, что «любовные наркоманы и те, кто избегает любви, непреднамеренно притягивают друг друга. Затем они вступают в «танец созависимости», известный непрофессионалам как полный кошмар».
Люди с любовной зависимостью часто играют в кошки-мышки с партнером. В интервью собеседница отметила, как поняла, что достигла самого дна, когда обнаружила себя, прячущейся за мусорным ведром в офисе своего парня, отчаянно пытающейся хоть мельком увидеть его.
«В тот момент мне казалось, что мое выживание зависит от того, увижу ли я его», — комментирует она в беседе с The Independent — «Когда я услышала, как кто-то пробормотал «Посмотрите на эту сумасшедшую женщину», чувство всепоглощающего стыда привело к мыслям о самоубийстве. В тот день я пыталась позвонить и написать ему более 40 раз. Отчаяние было мучительным. Я больше не знала, кто я такая. Я полностью утратила самоощущение. К счастью, я обратилась за помощью».
По словам американского психотерапевта и автора книги «Без ума от тебя: Разрушая чары сексуальной и любовной зависимости» Керри Коэн считает, что любовная зависимость — это неприятный диагноз для большинства женщин. Она добавляет: «Трудно примириться с тем, что ты феминистка и проводишь весь день, беспокоясь о том, как к тебе относится какой-то мужчина. Не забудьте ещё, что поведение многих зависимых от любви — это поведение человека, у которого нет самоуважения. Возможно, нам требуется слишком много заверений в том, что объект любви хочет нас или любит нас. В худшем случае заболевание может спровоцировать насильственные ментальные привычки, например, преследование. Вспомните образ «психованной бывшей девушки». Больные верят, что их нельзя любить, а затем «делают» себя непривлекательными своим поведением. Это самоисполняющееся пророчество».
Коэн делится мнением, что динамика отношений между зависимым от любви и избегающим её человеком обычно развивается по определенной траектории. Их отношения типа «холодно/горячо» кажутся очень напряженными, пары всегда в состоянии расставания и примирения. Это не любовь, добавляет она, а «театр любви», где «оба получают захватывающие сцены от такого рода интенсивности событий личной жизни».
Директор центра поведенческого здоровья Портобелло в Западном Лондоне Клэр Гриффин не в восторге от термина «любовная зависимость». Она предпочитает называть это «зависимостью от отношений». Она это аргументирует так: «Для меня сочетание любви и зависимости не кажется адекватным. Я думаю, что у вас могут быть действительно дисфункциональные отношения, но чувство любви подлинное». Гриффин комментирует, что люди, отказывающиеся от отношений, действительно испытывают те же чувства, что и те, кто отказывается от запрещенных препаратов, но это менее очевидно.
Психотерапевт Доктор Скотт Лайонс рассказывает, что когда эксперты говорят о типе любви, который присутствует при зависимости, они имеют в виду «чрезмерно романтизированную, незрелую и фантазированную версию отношений».
«У людей, застрявших в этом шаблоне, редко бывает возможность для настоящих чувств, и они часто больше внимания уделяют той версии своего партнера, которую они создали в своей голове, чем реальному. Для них подлинная любовь сочетается с чувством тревоги и опасности», — описывает ситуацию вокруг проблемы Лайонс.
Часто «расстройства привязанности» являются результатом прошлых травм, низкой самооценки или проблем детства. Керри Коэн, однако, считает, что лечение любовной зависимости «устарело». Она говорит, что выздоровление требует «постоянного внимания к тому, как общество впитало штампов и неточностей», которые подпитывают фантазии влюбленного о любви.