Акцизы на добавленный сахар помогут снизить потребление вредных продуктов
Ожирение называют одной из главных эпидемий XXI века, и во всем мире ищут медицинские и экономические пути борьбы с ней. Один из них — введение специальных налогов на подслащенные напитки. По этому пути уже пошли многие страны, включая Россию. Предполагалось, что меньшая доступность такого рода продукции станет ключом к снижению ожирения и его неблагоприятных последствий для здоровья.
Но по факту ожидания не подтвердились. Что показала новая работа ученых факультета экономики сельского хозяйства и ресурсов (Калифорнийский университет, Дэвис, США), которые проанализировали более 100 исследований из 50 стран мира на эту тему.
Ученые провели анализ текущего налогообложения в более чем 50 странах мира и провели собственное исследование эффективности налогов на подслащенные и газированные напитки. Они пришли к удивительному выводу: нет никаких убедительных доказательств того, что налоги на газированные напитки каким-либо значимым образом снизили количество потребляемого людьми сахара или калорий или простимулировали увеличение покупок более здоровых напитков. Сами по себе налоги на сладкие напитки просто не могут подтолкнуть потребителей к выбору более здоровой пищи, считают авторы нового исследования.
Во всем мире достигнут незначительный прогресс в сокращении смертности от хронических неинфекционных заболеваний, связанных с избыточным весом или ожирением, что побудило Всемирную организацию здравоохранения и другие организации рекомендовать введение налогов на подслащенные напитки. Что и было сделано во многих странах мира.
По оценкам ВОЗ, ежегодно более 17 миллионов человек умирают преждевременно от хронических неинфекционных заболеваний. Избыточный вес или ожирение являются основным фактором риска многих из этих заболеваний, включая сахарный диабет 2-го типа, сердечно-сосудистые заболевания, астму и некоторые виды рака. В отчете медицинского журнала Lancet за 2019 год отмечается, что ежегодные затраты на здравоохранение, связанные с ожирением, и потери экономической производительности оцениваются в 2 триллиона долларов, что составляет около 3% мирового валового внутреннего продукта.
Потребление большого количества добавленного сахара является ключевой частью этой проблемы. В одной банке газировки может содержаться более 10 чайных ложек сахара; и употребление всего лишь одного напитка превышает рекомендуемые Американской кардиологической ассоциацией дневные нормы содержания добавленного сахара. Легко понять, почему сокращение потребления газированных напитков стало популярной целью в войне с ожирением.
Можно было бы подумать, что налогообложение газированных напитков повысит их цены и оттолкнет потребителей от их покупки. Учитывая эту идею, по всему миру была введена волна налогов на подслащенные напитки.
«Тем не менее даже налоги, которые на сегодняшний день считаются наиболее эффективными, коррелируют со снижением потребления среднестатистическим человеком добавленного сахара всего на 18 калорий (чуть больше чайной ложки) в день. Эти сокращения можно компенсировать, съев всего двух мармеладных мишек, одну чайную ложку мороженого, или два картофельных чипса, или картошку фри», — приходят к выводу авторы работы.
Так почему же эти налоги оказались настолько неэффективными? Во-первых, часто предполагается, что все налоги будут переложены на потребителей. На практике это случается не всегда. Анализ показал, что в среднем только около половины местных налогов на газированные напитки в США добавляются к ценам на продукцию.
Еще один вывод: политика, направленная на значительное сокращение добавленного сахара или общего количества потребляемых калорий, не может быть эффективной, если она нацелена только на небольшую группу продуктов, таких как газированные напитки. «В США налоги на газированные напитки введены лишь в нескольких городах. Некоторые исследования показывают, что потребители просто покупают газировку в близлежащих местах, где на нее нет налога. Исследование 2020 года показало ошеломляющее 46-процентное сокращение продаж облагаемых налогом напитков в ответ на налог в размере 1,5 цента за унцию в Филадельфии, но более половины этого сокращения продаж было компенсировано трансграничными покупками. Используя более свежие данные, мы обнаружили гораздо более низкое среднее снижение продаж в магазинах Филадельфии (от 18 до 25 процентов), которое еще больше снижается за счет трансграничных покупок. Это все еще может показаться довольно значительным сокращением продаж, но влияние на потребление сахара невелико. И вместо этого люди не покупают более здоровые напитки», — продолжают ученые.
Опровергают они и предположение о том, что введение налогов на подслащенные напитки могут стать толчком к покупке здоровой пищи и питья. Оказалось, факты говорят об обратном. Люди просто переключаются на покупку других, тоже явно не полезных для здоровья, но дешевых продуктов.
Какие же меры могут быть более эффективными? Ученые считают, что реальную пользу может принести введение налога на содержание сахара, а не на объем напитков (с более низкими налоговыми ставками для менее сладких продуктов). Это стимулирует производителей сокращать количество сахара, добавляемого в напитки. Кстати, около 80% общего снижения количества добавленного сахара, приобретаемого в Великобритании, связано с изменением рецептуры производителем, а не с уменьшением закупок потребителями.
Кроме того, добавляют эксперты, политика, направленная на значительное сокращение добавленного сахара или общего количества потребляемых калорий, не может быть эффективной, если она нацелена только на небольшую группу продуктов, таких как подслащенные напитки. Налоги на сахар, добавляемый ко всем видам продуктов питания и напитков, особенно в сочетании с субсидиями, которые удешевляют более полезные альтернативы (например, свежие фрукты и овощи), имеют больше шансов стать эффективной мерой в оздоровлении населения.
Образовательные кампании, политика маркировки и требования к раскрытию информации могут еще больше повысить способность людей делать более здоровый выбор. На данный момент лишь несколько стран, таких как Чили, Перу и Уругвай, информируют потребителей об опасностях чрезмерного потребления сахара, размещая на лицевой стороне очевидную предупреждающую этикетку в форме стоп-знака «высокое содержание сахара» или «избыток сахара».
Отмечается также, что нужны дополнительные исследования, которые оценят, какая политика, отдельно или в комплексе мер, может более эффективно снизить потребление добавленного сахара. «Но мы уже знаем — несмотря на одобрение многих исследователей и политиков, а также внимание средств массовой информации, которое они получили, — что налоги на подслащенные сахаром напитки не могут вызвать те поведенческие изменения, которые необходимы для того, чтобы обратить вспять тенденции ожирения», — делают вывод авторы работы.
Кстати, в некоторых странах от идеи налога на сладкие напитки отказались, так как данная мера показала свою неэффективность (например, в Финляндии).
«Данные опубликованного исследования представляют не только научный интерес, но и практический, и требуют дополнительного изучения, — рассказал «МК» глава Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков. — Стоит отметить, что инструмент акцизного налогообложения сахаросодержащих напитков используется в ряде стран мира, в том числе и в России (с 2023 года), однако эффективность данной меры с социально-экономической точки зрения еще предстоит оценить. Важно обратить внимание еще на один момент — влияние акциза на потребление добавленных сахаров. По данным Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации вклад безалкогольных напитков в потребление общего количества сахаров составляет порядка 1,6%, а собственно сам сахар — 58%. Поэтому, если рассматривать данную меру с точки зрения улучшения показателей здоровья населения, необходим комплексный подход, который учитывает вклад конкретных категорий товара в потребление добавленного сахара. Кроме этого, многие компании в России продолжают развивать практику саморегулирования и начали снижение калорийности напитков еще до введения акциза в России в 2023 году. В целом наша индустрия поддерживает развитие культуры рационального потребления, и в рамках этой политики на рынок выводятся новые напитки со сниженной калорийностью, а также сокращается объем упаковки. Глобальная цель — приближение формата упаковки к одной порции напитка».
Если же говорить о пищевых привычках россиян, то, увы, рацион соотечественников остается весьма несбалансированным. По данным РАНХиГС, полезных углеводов мы употребляем на 19% меньше, чем требуется, жиров переедаем (на 14% выше нормы). Белков нам тоже не хватает (мы едим их на 2% меньше, чем требуется). В результате процент ожирения и заболеваний, к которому оно ведет (сахарного диабета, болезней сердца и сосудов, онкологии) постоянно растет. Ну а проблема потребления сахара в нашей стране стоит особенно остро. По оценкам диетологов, до 60% россиян страдают сахарной зависимостью. На каждого жителя Москвы, включая грудных детей, приходится по 70 кг чистого сахара в год. Сахар содержится не только в кондитерских изделиях; он есть в замороженном картофеле фри, полуфабрикатах, консервах, молочке. В соответствии с действующими рекомендациями потребление сахара должно быть на уровне менее 10% от общего числа ежедневно потребляемых калорий. Эксперты ВОЗ собирают аргументы в пользу снижения этой планки до 5% от ежедневного рациона. От общего числа потребляемых калорий это примерно 25 граммов (6 чайных ложек) сахара в день для взрослого человека с нормальным индексом массы тела. Так что вполне возможно, что ученые и правы, предлагая ввести налог на добавленный сахар.