В Букингемском дворце повесили ярко-красную картину с королем Великобритании
В Букингемском дворце был представлен первый официальный портрет короля Карла III с момента его коронации. Художник изобразил монарха в полный рост в мундире валлийской гвардии. Он отметил, что бабочка на плече короля символизирует «красоту природы и подчеркивает экологические проблемы», которые он отстаивал большую часть своей жизни.
На огромном холсте, написанном маслом, изображен король Карл III в полный рост в мундире валлийской гвардии. На новом портрете король изображен с мечом в руке, а на его плечо садится бабочка.
Ярко-красная работа принадлежит Джонатану Йео, который также рисовал бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра, телеведущего Дэвида Аттенборо и пакистанскую правозащитницу Малалу Юсуфзай.
По слухам, королева Камилла заглянула во время последнего сеанса и отметила, что художник хорошо изобразил короля. Йео говорит, что лучший знаток портрета — это тот, кто действительно хорошо знает своего натурщика, потому что он мгновенно распознает, кажется ли портрет знакомым.
Церемонии открытия всегда немного нервируют как натурщика, так и художника, но особенно когда один из них — король.
Йео пошутил: «Если бы это было расценено как предательство, я мог бы в буквальном смысле поплатиться за это своей головой, что было бы подходящим способом умереть для художника-портретиста — отрубить ему голову!»
По словам художника, король тоже взглянул на портрет, когда он был «наполовину готов». Сначала он был слегка удивлен ярким цветом, но в остальном, казалось, одобрительно улыбался.
В 1975 году король был произведен в полковники валлийской гвардии. На снимке красный цвет мундира сливается с красным фоном, делая лицо короля еще более заметным.
Йео таким образом хотел, чтобы картина была самобытной и напоминала о прошлом. Он стремился сделать приблизить картину к чему-то личному.
«На самом деле мне интересно понять, кем является человек, и попытаться передать это на холсте», — объясняет художник.
Йео решил использовать некоторые традиции королевской портретной живописи — военную форму, меч, — но стремился к чему-то более современному, в частности, к глубоким цветам и бабочке.
Он говорит, что ссылается на традицию создания официальных королевских портретов, но предполагает, что это «что-то из прошлого, и что в них интересного, так это то, что они немного отличаются от нынешних».
«В истории искусства бабочка символизирует метаморфозу и возрождение», — поясняет он.
Бабочка также является отсылкой к давнему интересу короля к окружающей среде, который «он отстаивал большую часть своей жизни и, конечно же, задолго до того, как они стали основной темой обсуждения». Йео признался, что это была идея Карла III после того, как они поговорили о возможности рассказать историю с помощью портрета.
«Я спросил, когда школьники будут смотреть на это через 200 лет, и они будут выяснять, кто есть кто из монархов, какие подсказки вы сможете им дать? Он сказал: "А как насчет бабочки, приземлившейся мне на плечо?"», — вспоминает этапы работы художник.
Йео начал писать портрет, когда Чарльз еще был принцем Уэльским, и впервые он был представлен в Хайгроуве в июне 2021 года. Всего король позировал четыре раза, стоя по часу за сеанс, а последняя встреча состоялась в Кларенс-Хаусе в ноябре 2023 года.
Заметил ли художник какие-либо явные изменения в этом человеке после того, как он стал королем? Йео заметил «физические изменения» в политиках, которых он рисовал в прошлом: «физически они выглядят и чувствуют себя по-другому, когда занимают высокие посты или покидают их». Йео добавляет, что король «уже набирал популярность и авторитет к тому времени, когда я начал это, и, как и следовало ожидать, он снова поднялся на уровень, когда стал королем».
Сеансы написания картины закончились до того, как у короля был диагностирован рак в начале 2024 года. По словам художника, у него было много дел, связанных с предстоящим выступлением на саммите полицейских, но «он не был похож на человека, который был физически истощен». Он был «в хорошем настроении».
Художник заметил, что король стоял впечатляюще неподвижно и не отвлекался, как это делают некоторые натурщики. Йео не раскрывает многого из того, о чем они вели беседы во время сеансов, хотя и признался, что у Карла III «отличное чувство юмора» и что он «очень обаятельный человек».
Из-за своего интереса к искусству король захотел обсудить процесс создания работы и используемые кисти. Они также поговорили о том, «как он научился рисовать, и о некоторых картинах на стенах».
Но Йео объясняет, что «в процессе создания портрета есть что-то святое». По мнению художника, натурщики «должны верить, что то, что происходит, происходит только между вами, потому что, как мне кажется, так они чувствуют себя более комфортно, раскрываясь».
Поясним: королевские портреты в прошлом играли важную роль в демонстрации власти и создании имиджа. Они были частью инструментов, используемых для обеспечения выживания монарха. Среди наиболее запоминающихся — «Генрих VIII» Ганса Гольбейна Младшего. Король Тюдор нанял Гольбейна в качестве придворного художника, хотя сохранилось только два портрета. Но Йео замечает, что с тех пор наши отношения с членами королевской семьи изменились.
«С одной стороны, мы знаем, что они настоящие люди со своими причудами и особенностями характера. Мы видели их гораздо чаще. С другой стороны, мы по-прежнему хотим верить в мистику и сказку, в то, что они отличаются от нас, что в них есть немного волшебства», — заключает художник.
По словам Йео, написать портрет такого размера было «непростой работой». Вначале он использовал для фотографий и набросков, а большую часть картины написал между третьей и четвертой сессиями. Затем ему пришлось нанять грузовик, чтобы перевезти холст и оборудование в Кларенс-хаус. Помимо мольберта, столов для рисования и осветительных приборов, им пришлось «накрыть все ковры простынями, чтобы их не повредить». Йео также принес «возвышение, своего рода платформу, на которую мог бы встать, чтобы быть достаточно высоким и мог нарисовать его лицо, и еще одну, на которую он мог бы встать, чтобы он тоже был на одном уровне».
Художник утверждает, что раньше его не интересовала королевская портретная живопись. Для него картина «Карл III» отличалась от большинства предыдущих заказов, где все начиналось с нуля. Он намеренно свел к минимуму визуальные отвлекающие факторы в своем портрете, чтобы «позволить людям почувствовать, что скрывается за этим человеком». Йео добавляет, что король вызывает большую симпатию. Портрет «в точности отражает, кто он такой, все, что он олицетворяет, и через что ему пришлось пройти».
Портрет будет выставлен на всеобщее обозрение в галерее Филипа Моулда в Лондоне с 16 мая по 14 июня. С конца августа картина будет выставлена в Дрейперс-холле.