Предметы быта XVI–XIX веков находят на территории всех округов
В мае с установлением теплой погоды традиционно стартует новый археологический сезон, который продолжается в наших широтах до октября. Однако в Москве уже есть «находки нового урожая»: на некоторых объектах работы продолжаются и в холодную пору. Новую подборку обнаруженных столичными археологами предметов представил публике глава курирующего эту отрасль Департамента культурного наследия города Алексей Емельянов.
Современные технологии позволяют уже в мае показать прошедшие камеральную обработку и первичную реставрацию находки, сделанные в холодный период года, отметил чиновник. По его словам, на некоторых объектах работы ведутся в так называемых тепляках — закрытых отапливаемых контурах. Это дает возможность работать в нужном темпе и оптимально распределять время с коллегами из строительного комплекса.
— Первичные археологические работы проводятся на объекте, — пояснил Алексей Емельянов. — По каким-то находкам проводится камеральная обработка, по каким-то — серьезная реставрация. В конечном итоге все наши находки передаются в Государственный музейный фонд — либо в Исторический музей, либо в Музей Москвы.
Среди наиболее древних и ценных находок — детские игрушки, обнаруженные, как и в прошлом году, на территории Чижевского подворья на Никольской улице. «Одна из интереснейших находок — коник XVI века, — отметил Алексей Емельянов. — Мы понимаем, что в те времена конь это успех, это достаток, это статус, и маленький москвич 500 лет назад, во времена Ивана Грозного, играл с таким вот коником. Даже не вот с таким, а именно с этим. Мы видим, как здесь с помощью цветной глины прорисована грива, мы видим узор на этом коне, мы видим элементы сбруи. Представьте себе, полтысячелетия назад маленькие москвичи играли с этой лошадкой».
Другая находка XVI столетия — игрушечная фигурка мужчины в богатом костюме с традиционным для того времени стоячим воротником, добавил Емельянов. Среди других игрушек — уже XVII века — детский чернолощеный кувшинчик. «Детская посуда, в которую играли девочки. Как мы видим, очень тонкая работа, полностью имитирующая взрослую посуду», — комментирует глава ДКН.
Археологам на других площадках также попадались детские игрушки — но чаще всего это артефакты уже более позднего времени. Таковы статуэтки: обезьянка в меховой тужурке и девочка с младшим братцем и лукошком грибов. «Это интересная отсылка к сказке про Аленушку и братца Иванушку, а также к картине Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы», — констатирует Емельянов. — Обратите внимание, какая тонкая работа — а ведь это просто игрушка маленьких москвичей XIX века».
Еще одна группа традиционных находок, много говорящих о реалиях прошлых веков, — печные изразцы. В этом году археологам на площадке в Романовом переулке уже повезло обнаружить изразец XVI века. На нем изображен всадник с саблей. По московским печным изразцам, отмечает Алексей Емельянов, можно было рассказывать истории, можно было придумывать сказки, учить детей — и здесь именно такой «говорящий» экземпляр. А на Тверской найден еще один элемент печного убранства — уже петровского времени, когда в Россию пришла технология расписных изразцов.
Некоторые предметы могут рассказать уже позабытые истории о том, как был организован московский быт прошлых веков. Например, было найдено несколько светцов — металлических креплений для свечей или лучин, при помощи которых освещались жилища. Выбором «калибра» светца можно было регулировать освещенность избы — вплоть до достаточно яркого света, при котором можно было работать.
— С удовольствием можно рассказать и о найденной посуде, — сказал Алексей Емельянов. — Скажем, обнаружен кувшин для напитков XVII века. Интересно, что в таких же или очень похожих предметах, как правило, находят клад. Здесь клада нет, это бытовой предмет, но все равно очень интересная находка, найденная на Чижевском подворье.
Помимо древней и старинной посуды есть не слишком старые, но все равно безмерно милые находки: так, на одной из площадок обнаружено раннесоветское блюдце с изображением лыжника. Или интересная бутылка из-под минеральной воды позапрошлого столетия: на ней марка Старопокровской аптеки на Покровке, 10, а поправляли здоровье такой водичкой москвичи середины XIX века — скажем, грибоедовская Софья Фамусова, правда, уже в зрелом возрасте.
Промышленные артефакты с некоторых пор также находятся в поле зрения археологов. Скажем, в числе находок этого года — фрагмент вентиля отопительного оборудования, произведенный в Москве в середине XIX века.
— Есть здесь и украшения, и интересный предмет под названием копоушка (предтеча нынешних ватных палочек), и много чего еще, — отметил Алексей Емельянов. — Хочу также обратить ваше внимание на кистень: настоящее оружие, тяжелый предмет, к нему привязывалась цепочка или веревка и деревянная ручка, которая на конце обматывалась на кисть человека — поэтому и кистень. Настоящее оружие XVIII — середины XIX века, с таким нужно быть осторожным. Предметы для путешественников. Зубная щетка XIX века. Предмет столового обихода, изящной формы столовый набор XIX века… И многое, многое другое.
Всего с начала этого года столичные археологи нашли уже более 2000 артефактов. А за последние 13 лет в столице сделали уже около 100 000 находок.