Обнаружена локация крушения судна великого полярного исследователя
Найдено место крушения корабля известного полярного исследователя Шеклтона «Квест» – последняя ссылка на «героическую эпоху освоения Антарктики». Судно, затонувшее у берегов Канады в 1962 году, использовалось исследователем в его последнем путешествии на континент.
Обломки судна, на котором погиб известный исследователь Антарктики сэр Эрнест Шеклтон, были обнаружены у берегов канадского острова Лабрадор, сообщили поисковики.
По словам руководителя поисковых работ Джона Гейгера, обнаружение “Квеста” – китобойного судна, затонувшего во время охоты на тюленей в 1962 году, — представляет собой последнее звено, связывающее нас с «героической эпохой исследования Антарктики».
«Это одна из заключительных глав в необычной истории сэра Эрнеста Шеклтона”, — сказал Гейгер, возглавляющий Королевское Канадское географическое общество.
Как пишет The Guardian, Джон Гейгер выступал с мостика «Leeway Odyssey», когда океанографическое исследовательское судно возвращалось в порт Сент-Джонс, Ньюфаундленд, после того как обнаружило «Квест» на глубине 400 метров в 15 морских милях от берега.
Место последнего упокоения «Квеста» находилось в 7500 милях (12 000 км) от того места, где он стоял на якоре, когда Шеклтон умер от сердечного приступа на борту в гавани Грютвикена, Южная Джорджия, 5 января 1922 года.
Исследователю было всего 47 лет, и он возвращался в Антарктиду через семь лет после того, как его предыдущая злополучная экспедиция закончилась почти катастрофой.
Спустя три года после того, как экспедиции норвежца Руаля Амундсена и англичанина Роберта Фолкона Скотта впервые достигли южного полюса с разницей всего в несколько недель, в 1914 году Шеклтон надеялся совершить первое сухопутное пересечение Антарктического континента. Вместо этого его обреченная экспедиция стала одним из самых изнурительных – и чудесных – испытаний на выживание за все время, отмечает The Guardian.
Миссия провалилась, когда его корабль «Эндьюранс» застрял в паковых льдах в море Уэдделла, вынудив Шеклтона и его людей разбить лагерь на неустойчивых льдинах. После нескольких месяцев дрейфа «Эндьюранс» затонул, и Шеклтон со своей командой отплыл на спасательных шлюпках к пустынному и необитаемому острову Элефант.
Понимая, что их шансы на спасение по-прежнему невелики, Шеклтон взял пятерых своих людей в открытую лодку и отправился в 800-мильную одиссею через опасные океаны, чтобы добраться до китобойной станции Грютвикен на Южной Георгии. Четыре месяца спустя Шеклтону удалось спасти свою команду с острова Элефант.
Все 27 членов экипажа «Шеклтона» пережили это испытание, зарекомендовав своего лидера как льва героической эпохи освоения Антарктики, а его забота о своих людях отличала Шеклтона в эпоху, когда полярники часто погибали в экстремальных условиях из-за примитивного оборудования и нехватки припасов.
Еще одним свидетельством лидерства Шеклтона стало то, что восемь членов экипажа «Эндьюранса» вернулись с ним в его следующую экспедицию. И это несмотря на то, что «Квест» был меньше «Эндьюранса» и его конструкция явно не подходила для полярных экспедиций. Бывшее судно с деревянным корпусом, построенное в Норвегии в 1917 году, «Квест» было «маленьким, плохо приспособленным и, по мнению тех, кто плавал на нем, чрезвычайно неудобным», — говорится на выставке, посвященной кораблю в музее Южной Георгии.
Но журналисты того времени восхищались его современным оснащением, которое включало в себя беспроводное радиоаппаратуру, электрическое освещение, воронье гнездо с электрическим обогревом, прибор для определения курса судна, называемый одографом, и даже гидросамолет Avro Baby.
После смерти Шеклтона командование принял Фрэнк Уайлд, и поиски продолжились в море Уэдделла, но маломощный корабль боролся со льдами, и его команда, подавленная, вернулась в Великобританию несколько месяцев спустя.
Это путешествие ознаменовало конец так называемой героической эпохи, за которой последовала новая “механическая эпоха”, которая в меньшей степени зависела от смелости своих лидеров и в большей степени от технологических достижений, включая гусеничные транспортные средства и самолеты.
Но «Квест» продолжался десятилетиями в различных вариантах. Когда в 1928 году норвежский полярный исследователь Амундсен пропал во время спасательного полета над Арктикой, экспедиция была направлена для оказания помощи в безуспешных поисках его останков.
Британский исследователь Джино Уоткинс в 1930 году использовал «Квест» в своей экспедиции British Arctic air route, целью которой было исследование воздушного маршрута из Великобритании в Виннипег.
Во время второй мировой войны «Квест» служил тральщиком в Карибском море.
После войны стареющее судно вернулось к своему первоначальному назначению, и именно во время охоты на тюленей в Лабрадорском море «Квест» в мае 1962 года наткнулся на лед и затонул, хотя весь его экипаж был спасен.
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Шеклтона в графстве Килдэр и более века спустя после его смерти история англо-ирландского исследователя продолжает попадать в заголовки газет.
В 2022 году на глубине 3000 метров в море Уэдделла были обнаружены обломки «Эндьюранса», сохранившиеся благодаря замерзанию воды и отсутствию древесиноядных организмов.
“После того, как был найден Endurance, множество поклонников Шеклтона по всему миру… немедленно обратились к Quest”, — сказал Гейгер, спрашивая: “Где находится Quest? Мы можем его найти?”
“Изначально это была своего рода детективная история”, — сказал руководитель поисков Дэвид Мирнс, охотник за обломками кораблей, который также участвовал в многолетнем проекте по поиску «Эндьюранса». “Лично я думал, что у нас есть шанс, может быть, 70-процентный шанс найти его”.
Через пять дней поисков гидролокатор команды обнаружил обломки, лежащие на морском дне. “Мачты повалены, чего и следовало ожидать, но в целом все в порядке”, — сказал Мирнс. Команда планирует вернуться, чтобы сфотографировать место крушения позже в этом году.
Это открытие приветствовала ближайшая родственница Шеклтона, Александра Шеклтон, которая отметила, что ее дед изначально планировал использовать Quest в канадской арктической экспедиции, пока канадское правительство Артура Мейгена не отозвало свою поддержку.
“Возможно, вполне уместно, что корабль завершил свою легендарную службу в канадских водах”, — сказала она.