Упитанных карпов в них становится все больше
На днях в Большом Чертановском пруду рыболов-любитель поймал и сразу выпустил солидного карпа весом около 17 килограммов. Ситуация редкая, потому и попала в новости. Но не потому, что в столичных водоемах «промысловая» рыба редкость — напротив, с каждым годом упитанных экземпляров становится больше. А потому что живет эта рыба практически безопасно — ее, как правило, запрещено ловить. Зачем в столице зарыбляют «непромысловые» водоемы и можно ли есть выросшую в мегаполисе рыбу, выяснял «МК».
Зарыбленный пруд в парке, в воде которого, гуляя вдоль берега, можно увидеть огромные, по сравнению с обычными дачными окуньками, фигуры карпов и тому подобных рыб, перестал быть экзотикой или атрибутом платного рыболовного водоема. Например, в парке «Ходынское поле» рыбы обитают с момента открытия паркового пруда — а было это в 2017 году. Причем водная фауна в небольшом и мелководном пруду даже зимует — тут оборудованы специальные ямы. А летом почти все гуляющие вдоль пруда, особенно дети, считают своим долгом покормить рыб.
— Крупных рыб у нас тут три вида — обыкновенные карпы, зеркальные карпы и белые амуры, — рассказывает сотрудник парковой охраны, следящий за тем, чтобы излишне активные дети не прыгнули в воду и не закормили хлебом уток-огарей. — Причем с каждым годом крупняка становится больше — вначале этих «авианосцев» было штук семь, а сейчас уже двадцать с лишним.
Рыбная популяция размножается активно: в парковом пруду, помимо крупных карпов и амуров, много молоди, а также случайно «заплывшие» сюда рыбы. Например, хорошая примета среди посетителей — найти около берега и покормить «золотую рыбку», так называется красный китайский декоративный карась. Такая здесь в единственном экземпляре: кто-то пару лет назад выпустил из аквариума, а она возьми и приживись.
— В прошлом году была еще красноухая черепашка, но зиму она, кажется, не пережила, или кто-то ее приютил, — рассказывает Марк, ежедневно бегающий по парку. — В остальном же пруд — мечта рыболова: косяками ходят не только маленькие карпы, но и золотые карасики.
Разумеется, в центре мегаполиса такая рыбная идиллия может выжить лишь при запрете рыбалки. Она на Ходынке, конечно, и запрещена — как и в большинстве парковых прудов. «Обычно все понимают и соблюдают, — говорит сотрудник охраны. — Но все-таки непонятливые люди встречаются, иногда по ночам приходят с удочками и пытаются рыбачить. Объясняем популярно, они уходят — до полиции дело не доходило».
Чаще всего, рассказывает охранник, приходится «гонять» подростков и мигрантов: и те, и другие пытаются вести себя «как в деревне». А вторым хочется еще и получить здорового карпа себе на ужин.
— Вопрос, зачем рыба в пруду, если ее нельзя ловить — какое-то варварство, — удивляется ландшафтный дизайнер Оксана Пальчина. — Зарыблять пруды можно не только с целью организовать там рыболовные угодья. Популяция рыбы — незаменимый элемент водного биоценоза, без нее полноценно не будут функционировать остальные системы — от растительного мира до орнитофауны (гнездящихся на водоеме птиц). Кроме того, если пруд хорошо подготовлен, в нем чистая вода и образцовый порядок, стайки рыб придают объекту эстетику.
Из крупных рыб водоемы чаще всего пытаются зарыблять молодью осетровых (обычно неудачно) и карповых (а вот эти выживают). Белые амуры — также карповые рыбы, хотя и отличаются внешним видом и даже повадками. Например, некоторые виды корма карп пожирает с удовольствием, а амур обходит. И наоборот, белый амур охотно хватает с поверхности травинки, которыми карпы не интересуются.
Можно ли легально порыбачить в Москве и поймать такие крупные экземпляры? Да, и не только в Чертаново: как минимум, в Борисовских прудах, где рыбалка бесплатна, ловят довольно крупных карасей. В парке Кузьминки-Люблино водятся крупные лещи, а в Бездонном озере Серебряного бора, как уверяют знатоки, можно поймать даже сома.
— Рыба из московских прудов, скорее всего, не будет опасна с точки зрения тяжелых металлов, чего обычно боятся применительно к рыбе, живущей в реках большого города, — пояснил врач-нутрициолог Николай Альтерман. — Но я все равно не советовал бы употреблять в пищу, например, московского леща: практически вся популяция заражена паразитами, которые прекрасно передаются человеку.
Так что, получается, спортивный принцип рыбалки (поймал — отпусти) в Москве все-таки оправдан. Ну, разве что пару мелких рыбешек захватить домой для кошки — если балованное животное, конечно, будет их есть. А раз так — ловить рыбу можно даже с московских мостов. Приглядитесь к людям с удочками в центре: у них клюет с завидной регулярностью!