Пока цифры заражений далеки от экстремальных
Из Японии поступают тревожные новости: все больше людей умирает от стрептококкового синдрома токсического шока (STSS), который вызывает заражение стрептококком группы А. Летальный исход фиксируется примерно в трети случаев заражений. С начала года синдром диагностировали уже более чем у 1000 человек, что говорит о значительном росте распространения этой тяжелой бактериальной инфекции в сравнении с предыдущими годами.
Пора ли и нам готовиться если не к новой пандемии, то хотя бы к вспышке опасного заболевания, грозящего тяжелыми осложнениями?
STSS называют тяжелую стрептококковую инфекцию, которая вызывает внезапно возникающее заболевание. Сначала человек жалуется на боль в горле, повышение температуры, снижение аппетита, диарею, рвоту и другие желудочно-кишечные симптомы и снижение артериального давления. Если лечение не начато своевременно, у пациента может развиться дыхательная, почечная и печеночная недостаточность, начаться распад тканей. Увы, во многих случаях первые симптомы болезни схожи с клиническими проявлениями ОРВИ. К тревожным показателям относятся бред во время лихорадки и покраснение вокруг ран.
Но все же даже своевременное лечение не является гарантией успеха: смертность при таком синдроме доходит до 30%. «Несколько лет назад у меня была такая пациентка, — рассказал «МК» известный инфекционист, профессор Николай Малышев. — Она привезла инфекцию из Таиланда. Симптомы начались, что называется, на ровном месте. Вроде была совершенно здорова — и раз, тяжелейшая интоксикация! За помощью она обратилась сразу, на лечение поступила оперативно. Мы пытались спасти ее всеми возможными способами, выполнили несколько ампутаций конечностей, все выше и выше… Увы, ничего не помогло. Пациентка умерла».
Из-за того, что инфекция приводит к некрозу мягких тканей, ее даже называют «плотоядной бактериальной инфекцией». И в Японии в этом году она по непонятным причинам начала распространяться очень быстро — количество случаев, зарегистрированных на середину июня, уже выше показателей всего прошлого года. Считается, что путь передачи STSS в основном воздушно-капельный. Кроме того, бактерия может передаваться при контакте с ранами.
«Эта болезнь не нова, ее вспышки случаются регулярно и могут произойти в любом уголке мира. Не так давно вспышка была в Канаде, теперь в Японии. Помню, несколько лет назад была крупная вспышка в Индии: тогда туда ездило много людей со всего мира делать дешевые пластические операции, и кто-то завез инфекцию, которая начала распространяться. Не могу сказать, что распространение в Японии можно назвать стремительным. Конечно, ни о какой пандемии не может быть и речи. Риск встретиться с бактерией, конечно, есть у всех, но он крайне невысок. У нас такой синдром встречается крайне редко. За всю свою богатую практику я видел только двух пациентов», — рассказывает профессор Малышев.
«Сообщения о заражениях и смертях от стрептококка типа А появляются несколько раз в год, и не только из Японии. Например, в конце 2022-го и начале 2023 года в Великобритании, Франции, Ирландии, Нидерландах и Швеции был зафиксирован рост числа инфекций этим стрептококком, особенно среди детей младше 10 лет. И в некоторых случаях зараженные умирают, — согласна биолог Ирина Якутенко. — Например, в декабре 2023 года в прессе появлялись сообщения о 6 смертях детей в Великобритании. И в целом там наблюдалось значительное превышение числа заражений стрептококком типа А над средними значениями. Для детей от 5 до 9 лет было зафиксировано 1,1 случая на 100 тысяч, против 0,3 с 2017 по 2019 год».
И все же при официальной летальности в 30% пока в Японии из более чем 1000 человек умерли 77. В прошлом же году из 941 зараженного скончались 97 человек. «Скажем честно, по сравнению с любым гриппом это совсем небольшие цифры, — продолжает Якутенко. — Стрептококк типа А — опасная, но постоянно присутствующая среди нас бактерия. Значительное число людей являются ее носителями, даже не подозревая об этом, — примерно 2% взрослых и 10,5% детей. Чаще всего он вызывает ангины у детей, но иногда бактерия попадает в кровоток и поражает самые разные нетипичные для себя органы, а выделяемый ею токсин вызывает общую тяжелую интоксикацию — тот самый синдром токсического шока. Обычно такое развитие событий наблюдается у людей, чей иммунитет по различным причинам работает не очень хорошо. Это могут быть, например, хронические заболевания вроде диабета или рака. Антибиотиков в такой ситуации часто недостаточно, пациентам требуются дополнительные препараты и поддерживающая терапия, но, как видно по цифрам, эти меры тоже работают не слишком эффективно».
Если же говорить о причине роста таких осложнений в Японии (а рост идет уже несколько лет), то она не совсем ясна. Главная версия — отголоски пандемии с ее самоизоляцией, масками, удаленками и пр. Японцы — очень дисциплинированный народ, который соблюдал все ограничения неукоснительно. В результате из-за резкого и длительного сокращения контактов люди потеряли иммунитет ко многим инфекциям. И это вылилось уже в несколько вспышек разных заболеваний. Так, два года назад фиксировался резкий рост числа заражений респираторно-синцитиальным вирусом у детей в нетипичном для этого возрасте. Нельзя исключать, что нынешняя вспышка стрептококка произошла по той же причине.
Радует то, что для паники особых оснований эксперты пока не видят. И цифры заражений далеки от экстремальных, и тяжелое течение касается в основном только групп риска. Однако опыт пандемии показал, что «свято место пусто не бывает» и растерянный популяционный иммунитет ко многим вирусам и бактериям еще может вылиться в другие неприятные вспышки инфекций, которые пока особой тревоги не вызывают.