Из исследования, проведенного Китайским университетом, следует, что 80% выздоровевших после COVID-19 еще на протяжении полугода испытывают хотя бы один из симптомов болезни, а каждый третий страдает более чем от трех симптомов. Ученые изучали, какую роль в их состоянии играет дисбактериоз, которым в Китае страдает 40% жителей. Ранее команда тех же ученых уже заявляла, что тяжесть течения заболевания напрямую коррелирует с состоянием кишечной микрофлоры пациентов. Мало того: люди с тяжелым течением коронавирусной инфекции долго восстанавливаются, в том числе, потому, что у них есть дисбактериоз кишечника. Наиболее распространенными затяжными симптомами были усталость, плохая память, трудности со сном, одышка и выпадение волос.
Ученые установили, что многие пациенты с длительным COVID-19 страдали от недостатка определенных видов полезных бактерий в кишечнике, которые отвечают за состояние иммунной системы организма, одновременно имея избыток вредных бактерий, ослабляющих иммунитет. Именно этот дисбаланс может отвечать за тяжесть течения коронавирусной инфекции.
Отмечается, что состав микробиома кишечника был достоверно изменен у пациентов с COVID-19 по сравнению с пациентами без коронавирусной инфекции, независимо от того, принимали ли они лекарственные препараты. И состав микробиоты напрямую коррелировал с повышенными концентрациями воспалительных цитокинов и маркеров крови. Кроме того, состав микробиоты кишечника у выздоровевших пациентов оставался значительно измененным по сравнению с теми, кто не болел COVID-19. .
«Это одно из первых исследований в мире, которое показало, что нарушения в кишечной микробиоте могут действительно влиять на иммунную систему так, что это приводит к более тяжелому протеканию заболевания, — заявила один из авторов исследования, директор университетского Центра по исследованию кишечной микробиоты, профессор Сью Чин. – И это очень важный вывод, объясняющий, почему у одних симптомы COVID-19 тяжелее, чем у других».
Профессор Сью Чин также предполагает, что состав кишечной микрофлоры может стать ведущим фактором в эффективности вакцин для того или иного человека. То есть, у людей с дисбактериозом шансы защититься даже с помощью вакцинации будут невысокими. Ученый отмечает, что связь эффективности вакцинации от гриппа с наличием дисбактериоза у человека уже установлена.
Основываясь на полученных результатах, китайские ученые призывают уделять больше внимания лечению дисбактериоза, особенно в связи с пандемией и огромным количеством людей с долгосрочным течением COVID-19. Они призывают для улучшения здоровья кишечника избегать ненужного использования антибиотиков или диет, содержащих слишком много обработанной пищи, ибо и то, и другое вредит накоплению «хороших» кишечных бактерий.
Это уже не первая публикация на этот счет. Только за последние три месяца были опубликованы работы по прямой взаимосвязи микробиоты и состоянием пациента, как заболевшего коронавирусом, так и пациента в ремиссии. Связь между составом микробиоты кишечника, уровнями цитокинов и воспалительными маркерами у пациентов с COVID-19 позволяет предположить, что микробиом кишечника влияет на степень тяжести течения коронавирусной инфекции. Кроме того, именно дисбактериоз кишечной микробиоты даже после благополучного заболевания может способствовать сохранению его симптомов.
На этот счет недавно вышла еще одна работа, установившая вероятных конкретных «виновниц» тяжелого течения COVID-19. Под самое сильное подозрение попали кишечные бактерии — Porphyromonas endodontalis и Enterococcus faecalis. В целом же ученые установили, что 23 семейства бактерий особенно сильно связаны с тяжестью заболевания среди пациентов, которые были госпитализированы с COVID-19. Снижение численности энтерококка в кишечнике и бактерии Porphyromonas в полости рта у средне-тяжелых больных пациентов с COVID-19 и существенный рост численности этих патологических видов у тяжелобольных пациентов, оказались лучшими предсказателями тяжелой формы COVID-19. Ученые отметили, что анализ на эти бактерии у заболевших может служить индикатором для надежного прогнозирования тяжести инфекций SARS-CoV-2.
— Мы видим два очень важных момента: у многих пациентов на фоне инфекции преобладали не симптомы поражения ЦНС и легких, а именно кишечника, которые проявлялись в диспептических расстройствах, диарее. Отсюда закономерно рождается второй вопрос – а как это контролировать? Это самая серьезная проблема! Связь кишечной микробиоты и многих систем организма, прежде всего, иммунной и даже головного мозга доказана в последних научных исследованиях, но проблема в том, что на сегодня существуют лишь робкие попытки изучения микробиома. Не забываем, что речь может идти не только о кишечнике, а всей цепочке ЖКТ: это и ротоглотка, полость рта со своим микробиомом, ну и, конечно, отделы кишечника, — рассказал «МК» научный руководитель сети клиник, доктор Юрий Захаров.
Как отмечает Захаров, на сегодня мы знаем очень мало по этому вопросу. В Европе не так давно стартовал проект создания метагеномного атласа микробиоты: «В представлении обывателя нарушения микробиоты отражается локально, на самом деле это не так.
Помимо повышения общего уровня воспаления, с возрастом, особенно после 35 лет, растет риск аутоиммунных заболеваний, главный источник которых — именно кишечник и его микробиом. Но, если в Европе есть лаборатории, где можно пройти обследование микробиома (не путаем с анализом кала на дисбиоз), который покажет соотношение условно полезной микрофлоры, то у нас таких лабораторий просто нет, а те, что есть, не проводят количественную оценку даже в процентном соотношении тех или иных групп микроорганизмов.
Так, для нормальной деятельности практически здорового человека считается необходимо наличие и гармоничное соотношение минимум восьми групп микроорганизмов. В реалиях у человека обычно находят 3-5 максимум, но не надо забывать, что это только одна сторона вопроса – микроорганизмы имеют свое “излюбленное” место проживания и попадание, скажем, микробиома из сигмовидного отдела толстого кишечника в восходящий отдел может спровоцировать не только маленькую “войну” между родственным микробиомом, но и привести к более серьезным последствиям в дальнейшем – сейчас очень серьезно рассматривается роль микробиома в онкологии. Есть даже публикации, которые показывают, что самые современные таргетные препараты при иммунотерапии рака просто не работают, если нарушено состояние миробиома! То есть, кишечник и микробиом – это важная часть иммунной системы человека.
— Проводились ли у нас в стране исследования роли микробиома в здоровье человека?
— Увы, серьезных исследований по изучению микробиома у здоровых людей в разных регионах в РФ просто не проводилось. Есть единичные работы по отдельным заболеваниям, прежде всего это заболевания ЦНС (болезнь Альцгеймера), где связь «кишечник-микробиота-мозг» доказана. Есть работы по некоторым аутоиммунным заболеваниям, сахарному диабету.
Исследования на модельных животных показало, что такое сложное заболевание, как диабет 1 типа, вылечивается у мышей всего за четыре недели именно изменением состава микробиоты очень простым средством – в прошлом году мы даже начали процесс патентования аналогичного состава для людей и готовим его к полноценным клиническим испытаниям. То есть, тема очень востребована.
Но если многие параметры мы можем измерить в условиях лаборатории, то состав микробиоты — нет. Есть, конечно, старый анализ на дисбиоз, но он дает очень примитивную картину, кроме того, мы еще очень мало знаем о роли той или иной микрофлоры в организме. А не надо забывать, что микробиота – это собирательный термин сообщества микроорганизмов, которые живут с нами всю жизнь буквально везде, не нужно думать, что организм стерилен. Для многих будет удивительным узнать, что на поверхности кожи живет свой устойчивый микробиом, в носоглотке свой — этим может объясняться разная чувствительность и восприимчивость к коронавирусу. Есть определенное соотношение микроорганизмов в простате, мочевом и желчном пузыре, что, согласно некоторым публикациям, соотносится с риском онкозаболеваний.
— Учеными и клиницистами было отмечено более тяжелое течение COVID-19 у пациентов с изменением микробиоты. Что делать, чтобы ее улучшить?
— С одной стороны, первое, что приходит на ум – надо взять “хорошие микроорганизмы”, которых мало или нет вовсе, и ввести в виде препарата или с помощью модной ныне процедуры фекальной трансплантации, когда от здорового человека пересаживается (трансплантируется) его микробиом тому, у кого серьезные нарушения.
Или вводить в организм в виде пробиотиков составы с необходимыми микроорганизмами. Это в определенной степени устаревший и, как выяснилось, опасный для жизни способ. Так, были зарегистрированы не просто осложнения, но даже гибель некоторых пациентов в процессе таких манипуляций и это при том, что с экранов телевизоров нам как раз внушают, что йогурты нужно пить с полезными пробиотиками! Вот только беда в том, что микроорганизмы не считают эти чудо-бактерии полезными и начинают с ними бороться.
Но есть другой путь – это дать вашей нормальной здоровой микрофлоре хорошее питание и создать условия для того, чтобы нормальная флора восстановилась сама. Для это используются пребиотики, которые являются питанием для “хороших” микроорганизмов. У нас разработаны пищевые продукты на основе резистентного крахмала – сегодня это самая востребованная в США добавка для питания с растительными компонентами, которые уничтожают патогенную микрофлору и регулируют полезную, одновременно снижая уровень воспаления. Это черный тмин, куркумин, физетин и многое другое. Ведь тема восстановления микробиоты очень востребована, есть люди, которые длительно вынуждены принимать антибиотики, либо вследствие химиотерапии и лучевой терапии наблюдаются серьезные проблемы с микробиотой. Так вот, прием подобных пребиотиков позволяет достигнуть ремиссии очень быстро. В домашнем варианте вам помогут самая обычная квашеная капуста и растительная клетчатка.