22.03.2021
Геннадий Мельник
Противоречия между США и большей частью остального мира становятся все острее, в мире идет новая «холодная война», но она приняла новые формы и грозит непредсказуемыми последствиями, считают участники круглого стола «От разворота над Атлантикой к многополярному миру», организованного греко-российским клубом «Диалогос» в онлайн-формате.
Конференция была приурочена к выходу в Греции на греческом языке книги о Евгении Примакове. В 2019 году клуб проводил в Афинах конференцию, посвященную бывшему министру иностранных дел и бывшему премьер-министру России Примакову. Оба мероприятия прошли при поддержке российского Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.
«Став премьером после дефолта в 1998 году, Примаков сумел добиться впечатляющего роста экономики. В мае 1999 года он был отстранен от должности премьера президентом Борисом Ельциным из-за того, что росла его популярность», — сказал президент клуба Федор Игнатиадис.
По его словам, Примаков оказал большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику России, он ввел теорию многополярного мира. Игнатиадис отметил, что решение Примакова в марте 1999 года развернуть самолет и не лететь в США из-за того, что американцы уже решили бомбить Югославию, сделало его популярным в России.
«На самом деле это был не просто поворот над океаном, это был качественный разворот во внешней политике России», — сказал президент клуба.
Сотрудничество или конфликт
Профессор экономической географии и геополитической теории Афинского университета Иоаннис Мазис сказал, что сотрудничество между великими державами — США, Россией и Китаем — является необходимым для всех, поскольку ситуация в мире обострилась.
«К сожалению, восприятие «холодной войны» вновь стало актуальным. Мы видим, что оно ведет к эскалации. Угрозы США, новые выпады против Российской Федерации ведут, естественно, к тому, что Россия защищается, и это ведет к росту напряженности. Сегодня мы находимся в очень критическом моменте и из-за Украины, и из-за Азербайджана, и из-за Сирии, Ирака, Ливана, и из-за греческого вопроса, то есть отношений между Грецией и Турцией. Запад должен сотрудничать, находить консенсус для всех сторон. От этого зависит будущее планеты», — считает Мазис.
Бывший первый заместитель министра национальной обороны Греции Костас Исихос согласился с тем, что великим державам надо найти консенсус между собой и с региональными полюсами, найти показатель стабильности, но он не видит такой возможности на данном этапе.
«Заявления (президента США Джо) Байдена, стремление США окружить Россию военными базами, задушить ее энергетический проект «Северного потока» («Северный поток 2» — прим.), установить новые базы от Кавказа до Южной Европы, до Балкан и, к сожалению, до Греции, где множатся американские и натовские базы, являются опасными», — сказал Исихос.
По его словам, США выбрали Александруполис для своей базы, чтобы разместить силы для возможного быстрого вторжения в Черное море, а Черное море и Крым будут регионами для попыток дестабилизации.
«Было бы очень хорошо, если бы и на другой стороне Атлантики был свой американский Евгений Примаков, чтобы был слышен голос разума, мира, разоружения», — сказал бывший замминистра обороны.
По словам профессора кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО Александра Борисова, у него отношение американцев к геополитике вызывает чувство не удивления, а недоумения.
«Сегодня мы стали свидетелями двух параллельных событий с точки зрения геополитики – нарастания санкционной войны в отношении России, а то, что произошло в Анкоридже (где прошла встреча представителей США и Китая – ред.) вообще не поддается объяснению. Команда молодых — или относительно молодых руководителей, выращенных такими старшими товарищами, как Байден, во время американского триумфализма и которые никак не могут поверить, что время Америки заканчивается, — решила устроить головомойку китайцам, поставить их «на место». Ответ они получили сполна. Более того, мы уже имеем последствия – китайский посол в Москве уже заявил о том, что все их действия в отношении американцев они будут координировать с Москвой, они будут взаимодействовать по этому поводу с Москвой», — сказал Борисов.
«Величайшая страна по территории и величайшая страна по населению выступают врагами Соединенных Штатов, а врагами их назначили сами Соединенные Штаты. Вы видите здесь логику? Я нет. Два фронта — американцы никогда не позволяли себе такого», — сказал ученый, который много лет находился и на дипломатической службе.
Что касается Великобритании, Борисов назвал ее «верным адъютантом Америки», отметив, что не видит смысла в решении Британии увеличить свой ядерный арсенал.
«Сегодняшний день Великобритании – это надувание щек. Это смешно. Было 160 боеголовок, они хотят добавить 80. Ну это смешно. У Пакистана больше. А зачем? Вы с кем собираетесь воевать? Это роль верного адъютанта Америки», — сказал Борисов.
Профессор геополитики в военной академии Костас Гривас сказал, что мир переживает серьезный переходный момент.
«Мы переходим от одного уходящего мира к новому миру. И не только от однополярного мира к многополярному, но заканчивается целый исторический период – период 500-летней гегемонии Запада», — сказал Гривас.
По его словам, в результате отказа от сотрудничества с Россией создается «очень маленькая Европа» и очень большая Евразия.
Гривас сказал, что такого поведения Байдена никто не ожидал.
«Не было такого никогда, даже в годы «холодной войны». В годы «холодной войны» холодные и отдаленные отношения между лидерами были основным фундаментом для правильного ведения конкуренции. Ни угроз, ни оскорблений других лидеров. Как написал один из греческих сайтов, Байден думает, что он герой сериала, а не лидер великой державы», — сказал Гривас.
Он назвал беспрецедентным противостояние США и Китая на Аляске.
«Мы имеем новую «холодную войну» сейчас. И это не только столкновение между великими державами. Это смещение центра тяжести из Европы на восток. И это затрагивает Грецию. Греция сейчас находятся в месте, где сталкиваются две тектонические плиты — евроатлантическая и евроазиатская. Против нас выступает соседняя страна — Турция, которая теперь не просто старая агрессивная империалистическая страна. Турция теперь хочет играть роль как евроазиатская держава, и это в сто раз более опасно и в сто раз менее предсказуемо», — сказал профессор из военной академии.
Россия и Китай
Директор Центра европейских исследований ИМЭМО РАН имени Примакова Юрий Квашнин сказал, что считает более правильным термин «полицентричный мир», так как полюсов может быть только два. Он считает, что в новом мире будет несколько неравных по своему потенциалу центров притяжения, и Китай с США будут играть ведущую роль.
«Мы наблюдаем заметное усиление Китайской Народной Республики. Сам Китай тщательно уклоняется от новой многополярности, основные задачи компартии Китая не связаны с борьбой за сферы влияния. Первое, что интересует Китай, это развитие внутреннего рынка, второе – развитие экономического сотрудничества в рамках всестороннего регионального партнерства», — полагает Квашнин.
Он выразил мнение, Россия не может войти в блок с Китаем.
«Вхождение в этот блок приведет к тому, что Россия, к сожалению, окажется в этом блоке на вторых ролях. То есть, по сути, она может превратиться в сырьевой придаток КНР. Это очень опасно», — сказал Квашнин.
Этот тезис вызвал резкую критику профессора Борисова.
«Это академическая точка зрения, причем либеральной части нашего академического сообщества, которая не имеет ничего общего с нашей дипломатической позицией. Идея о том, что Россия может стать младшим партнером Китая, это традиционная точка зрения, которая развивается в американском сообществе. Нас пытаются насторожить в отношении Китая, это совершенно ясно … Но пока министр иностранных дел России едет в Пекин», — сказал Борисов.
По его словам, даже если в российско-китайских отношениях есть элементы конкуренции, они будут подчиняться общей задаче положить конец американскому доминированию и гегемонии.
«Анкоридж стал рубежом. И это рубеж такого же типа, как Фултонская речь Черчилля. И то, что произошло на переговорах на Аляске, это очень серьезное событие. Нам либеральная часть политического спектра очень советует «понизить геополитические риски». Каким образом они предлагают это сделать? Путем капитуляции перед Западом?» — заметил Борисов.
«Холодная война»
На вопрос, идет ли новая «холодная война», все участники дискуссии ответили утвердительно.
Борисов при этом отметил, что не согласен с утверждениями об отсутствии в международных отношениях идеологического компонента.
«Американцы разворачивают сегодняшние международные отношения в привычную им область – борьба демократии, только на этот раз против авторитаризма. Они всегда придавали идеологическую окраску своей внешней политике», — сказал профессор.
По его словам, «новая холодная война» не такая уж новая.
«Но помимо идеологического фактора присутствует мощнейший технологический фактор. Последние события в США говорят о роли BigTech – крупнейших технологических информационных интернет-корпораций. Я 20 лет экспертом в различных комитетах Совета Европы, вы не представляете, сколько мы сил потратили, чтобы эти корпорации работали в определенных рамках. Все напрасно», — сказал Борисов.
По его словам, роль корпораций тогда не была так заметна, как сегодня.
«Сегодня они заняли совершенно определенную сторону. Поэтому у нас проблемы с «Твиттером». Но нам грех обижаться — они аккаунт своего президента выбросили. Вопрос о свободе слова – как это расценивать?» — заметил он.
По его мнению, нынешняя «холодная война» будет отличаться от прошлой, которая, как считали, навсегда закончилась, информационным фактором, использованием средств военной информации, гибридных войн.
Экс-замминистра обороны Греции Исихос сказал, что воплощается теория хаоса.
«Мы находимся в очень опасной стадии. Это гибридная война. Интернет-компании контролируют информацию. Они закрывают рты даже президентам. Это не только вид дезинформации, но манипулирование информацией. Создание антироссийской фобии – это джихадистская логика, основанная на расистской и нацистской идеологии. Это происходит на Украине, где украинскому народу запрещают смотреть российское телевидение. Многие журналисты не могут писать без оглядки на хозяев, на тех, кто платит», — сказал Исихос.
«Цифровая диктатура и манипулирование. Это без пуль, без бомб», — заметил он.
Квашнин в свою очередь сказал, что «холодная война», безусловно, есть, но она очень сильно отличается от той «холодной войны», которая была во второй половине XX столетия между СССР и США.
«Тогда было два ярко выраженных блока. Сейчас идет «холодная война» в условиях глобализации, сильной зависимости между различными акторами. И она идет между различными центрами. Ее нельзя сводить к «холодной войне» между Россией и США, между США и Китаем. Есть серия других «холодных войн», как между Китаем и Индией. При этом те страны, которые ведут «холодную войну» между собой, вынуждены друг с другом взаимодействовать. Сейчас это более сложный и многогранный процесс, с намного более непредсказуемыми результатами, чем было», — полагает Квашнин.
РИА Новости