— Нацистские схроны с награбленными в покоренной Европе за годы войны драгоценностями, произведениями искусства, золотом, валютой массово стали находить еще за несколько месяцев до окончания войны, — рассказывает специалист в области искусствоведения, энтузиаст кладоискательства Вильгельм Кирс. — В захваченных у немцев городах и селениях солдаты Красной армии, войск союзников обнаруживали порой настоящие сокровища. Причем зачастую это происходило совершенно случайно, хотя в некоторых других ситуациях наличие ценностей было вполне прогнозируемо.
Ударим по сейфу толовой шашкой
Весьма примечательна история, случившаяся в Кенигсберге. Почти сразу после того, как столица Восточной Пруссии была освобождена от гитлеровцев, вновь назначенное советское военное руководство города заинтересовалось полуразрушенным Рейхсбанком: все ли капиталы, которые там хранились, вывезены немцами или что-то они эвакуировать не успели?
Самый поверхностный осмотр помещений здания дал обнадеживающие результаты. Здесь обнаружили разнокалиберные сейфы. Вот только все они были заперты. С одобрения коменданта Кенигсберга решено было за отсутствием ключей вскрыть эти бронированные хранилища при помощи взрывчатки. В условиях действующей армии такой метод казался наиболее простым и доступным: саперные части в наличии, запасы взрывчатых веществ у них имеются. Давай, ребята, действуй!
Однако первые же проведенные эксперименты показали, что богатый боевой опыт армейских подрывников мало пригоден в данном случае. Несколько сейфов, подорванных «на пробу», оказались при этом прямо-таки «вывернуты наизнанку» вместе со своим содержимым: минеры явно переборщили с дозировкой тротила.
Как результат – ценности, хранившиеся в раскуроченных таким образом стальных ящиках, сильно пострадали. В одном из сейфов, например, находились серебряные монеты, которые при взрыве разлетелись далеко во все стороны, так что собрать потом удалось лишь незначительную их часть. А в другом случае и вовсе армейских кладоискателей ожидал полный конфуз: вскрытый при помощи взрыва сейф хранил, оказывается, ювелирные изделия из золота и серебра, которые взрывной волной не только разметало вокруг, но при этом еще и поломало- изуродовало так, что найденные фрагменты годились теперь только в переплавку.
Пришлось армейским саперам совершенствовать непривычные для них навыки медвежатников методом проб и ошибок. Зато, когда нужные пропорции были определены, их даже растиражировали в нескольких машинописных экземплярах, — получилось своеобразное методическое пособие. Ведь по мере обследования кварталов города находили в служебных помещениях, в жилых домах все больше сейфов, оставленных прежними хозяевами. Так что навыки их вскрытия при помощи тротиловых шашек оказались очень востребованы.
Увы, стопроцентного КПД при таком методе достичь не смогли: часть содержащихся внутри бронированных шкафов ценностей все-таки повреждалась или даже вовсе уничтожалась взрывом. В связи с этим военные власти Кенигсберга пытались добиться использования для вскрытия сейфов автогена вместо взрывчатки. Но выяснилось, что данное оборудование — большой дефицит.
Тайна шахты «Кайзерода»
В описанных выше случаях победителям довелось иметь дело с ценностями, которые немцы вывезти не смогли, не успели. Но известно много эпизодов, когда нашим воинам, американцам, англичанам удавалось найти спрятанные нацистами сокровища. Иногда это происходило совершенно случайно.
Например, такая история. В Тюрингии, километрах в 300 северо-западнее Берлина военнослужащие американского патруля, возвращаясь с дежурства 6 апреля, предложили двоим попавшимся по дороге женщинам подвезти их на автомобиле. Как оказалось, это были француженки, угнанные в Германию на принудительные работы. Когда машина проезжала мимо находившейся неподалеку старой соляной шахты «Кайзерода», женщины вдруг сказали солдатам: «А здесь, в этой шахте не так давно немцы что-то прятали».
Американское командование решило проверить столь неожиданным образом полученную информацию. Уже вскоре их разведывательная группа спустилась в шахту. Ее участники обследовали несколько штреков, прежде чем в одном из них, на глубине более полукилометра удалось наткнуться на фашистскую «закладку»: здесь лежали мешки, набитые рейхсмарками. Такая макулатура показалась не слишком интересной находкой, однако внимание разведчиков привлек внешний вид стены подземелья неподалеку от денежных залежей. Это была совсем свежая кирпичная кладка. Как оказалось при более тщательном исследовании, она скрывала стальную дверь, ведущую в некое соседнее пространство. Чтобы проникнуть туда, пришлось воспользоваться взрывчаткой.
В итоге за вскрытой дверью обнаружился приличных размеров подземный зал. А в нем – много чего ценного. Сотни ящиков с золотыми и серебряными монетами, ювелирными украшениями и даже золотыми коронками из концлагерей, несколько сундучков с драгоценными камнями, специальные чемоданы с аккуратно уложенными в них несколькими тысячами золотых слитков… Были здесь также мешки, наполненные валютой (причем наряду с долларами, швейцарскими франками и фунтами стерлингов встречались также пачки советских рублей).
Продолжив прочесывать штольни старых соляных выработок, американцы вслед обнаружили еще один нацистский схрон. В этом подземелье оказались сложены и расставлены произведения искусства – скульптуры, картины, явно вывезенные из музейных экспозиций. Специалисты впоследствии определили, что среди найденных в шахте «Кайзерода» художественных творений – полотна Тициана, Рембрандта, Дюрера, Ренуара… Эти шедевры потом были возвращены в те музеи, из которых их забрали гитлеровцы.
Дотошные американцы подсчитали: чтобы вывезти все спрятанные в подземельях соляной шахты сокровища, потребовалось 32 больших грузовика.
Заначка рейхсмаршала Геринга
По самым скромным подсчетам исследователей, для осуществления программы экстренной эвакуации ценностей, осуществляемой по распоряжению вождей Третьего рейха, в различных регионах Германии, Австрии, Чехии было оборудовано более 100 обширных тайников. И это только если говорить о «казенных» сокровищах. А ведь многие высокопоставленные нацисты устраивали перед приходом союзников тайники, куда прятали свои личные богатства. И это далеко не всегда было что-то по мелочи.
Геринг в одной из своих резиденций — замке Фельденштейн, расположенном неподалеку от Нюрнберга, распорядился замуровать в подвалах заначку на черный день. Когда этот схрон все-таки обнаружили, из подземелья извлекли много действительно очень ценных вещей. В описях фигурируют, например, 36 массивных золотых подсвечников, огромная ванна из чистого серебра, картины известных художников… А еще – несколько ящиков коньяка многолетней выдержки.
В другом имении рейхсмаршала – Каринхалле, оказались спрятаны в подвалах более 400 ящиков с уникальными произведениями культуры и историческими артефактами, вывезенными из музеев на оккупированной немцами территории СССР.
Когда исследователи попытались подсчитать общее количество художественных ценностей, припрятанных для себя шефом Люфтваффе и Главным лесничим Рейха, получились очень впечатляющие итоги: без малого полторы тысячи живописных произведений, свыше 200 скульптур, более сотни больших роскошных ковров и гобеленов…
Министр иностранных дел Германии фон Риббентроп тоже не мог совладать с собственным корыстолюбием. Неподалеку от принадлежавшей ему виллы Шлосс Фушель был обнаружен тайник. Внутри оказались спрятаны две большие металлические коробки, набитые золотыми монетами. Но, как полагают, основная часть риббентроповских сокровищ до сих пор еще не найдена. Весьма вероятно, что они надежно укрыты на дне одного из горных альпийских озер.
А небезызвестный начальник Главного управления имперской безопасности СС Кальтенбруннер проявил прямо-таки дьявольскую хитрость и предусмотрительность (которую, правда, его товарищи по партии расценили бы как пораженчество и трусость). Почти за год до краха Третьего рейха этот видный нацист арендовал для себя через подставное лицо виллу в Альт-Аусзее. В окружавшем ее саду по распоряжению Кальтенбруннера было оборудовано потайное подземное хранилище, куда он заблаговременно перевез около 80 килограммов золота в слитках, 10 тысяч золотых монет, пачки американских долларов… Впоследствии этот клад все-таки обнаружили американские военные.
У нацистских начальников рангом пониже масштабы сделанных ими и припрятанных запасов ценностей были, конечно, поменьше. Но эти клады тоже впечатляют. Скажем, в городе Белленштадт в советской зоне оккупации наши солдаты, обследуя чердак одного из домов, наткнулись на оборудованное там потайное помещение, в котором было спрятано около сотни картин известных русских художников.
Секреты «Черной жемчужины»
Одним из самых коварных мест, где руководители Третьего рейха, судя по всему, решили спрятать награбленные сокровища, оказалось озеро Топлиц (Топлицзее). Оно расположено в Альпийских горах в 90 километрах к востоку от австрийского Зальцбурга и за красоту свою получило название «Черной жемчужины». Однако в глубинах столь фотогеничного водоема вот уже три четверти века скрываются тайны, ради разгадки которых немало людей за это время рассталось с жизнью.
С начала 1940-х нацисты оборудовали на этом озере в труднодоступной горной местности одну из своих секретных зон. Здесь немецкие ученые и конструкторы проводили эксперименты с образцами новейшей техники для ведения военных действий на воде – глубинных бомб, торпед, ракетных установок… А в последние дни существования нацистской Германии в этих краях проходила спецоперация по вывозу «золота рейха», которой, по некоторым данным, руководил оберштурмбаннфюрер СС Отто Скорцени.
Когда выяснилось, что многие тайники для размещения этих ценностей не успели оборудовать, было решено, чтобы они не попали в руки союзников, затопить их в глубоком озере, где к тому времени уже были уничтожены следы существовавшей прежде испытательной зоны. Ящики с сокровищами перегружали из грузовиков на лодки, выводили эти суденышки поближе к центральной части Топлицзее (длина водоема около 2 километров, максимальная ширина 400 метров) и там сбрасывали в воду.
О том, сколько и чего отправили нацисты на дно озера, до сих пор спорят. (Упоминаются, например, более двух десятков ящиков с золотыми слитками общим весом около тонны, а также большой стальной пенал-кассета, наполненный бриллиантами.) Хотя сам факт наличия такого подводного схрона у поисковиков-исследователей практически не вызывает сомнений. Но попытки извлечь ценности из-под воды не привели к масштабному успеху. Одна из причин – большая (до 100 метров) глубина Топлицзее, его сложная гидрология, а также притаившийся внизу слой топляка – многочисленные стволы деревьев, сорвавшиеся с окрестных скал и ушедшие под воду.
Словно в насмешку над кладоискателями озеро поделилось с ними частью припрятанного здесь нацистами, но эта «подачка» оказалась фальшивкой. Очень трудная, стоившая немалых сил и средств экспедиция, организованная охотниками за сокровищами, кончилась тем, что они подняли на поверхность контейнеры с пачками денег – английских фунтов стерлингов. Сумму своего улова обрадовавшиеся кладоискатели насчитали огромную – несколько миллионов. Однако при более тщательном изучении все банкноты оказались поддельными.
Эти лже-фунты немцы специально печатали в годы войны в больших количествах, чтобы через специальных агентов сбывать их в разных частях света, нанося тем самым ущерб экономике своего врага — Великобритании. Оставшиеся нереализованными запасы поддельных купюр были 76 лет назад утоплены в озере, а потом их выловили… Получилось — только ради того, чтобы убедиться в подделке.
Начиная с 1945-го на озеро Топлиц приезжало много групп энтузиастов и даже серьезных экспедиций, участники которых надеялись все-таки добраться до скрытых на дне нацистских ценностей. Однако помимо уже упомянутых выше природных препятствий на пути осуществления таких планов были, похоже, и иные – потаенные, опасности.
В некоторых случаях события разворачивались так, что заставляли всерьез думать о неких силах, охраняющих неприкосновенность сокровищ Топлицзее. Однажды, вскоре после окончания Второй мировой, здесь погиб английский водолаз, которого спускали в тяжелом снаряжении на дно со специального понтона. Причина смерти оказалась весьма мрачной и загадочной: когда исследователь уже опустился довольно глубоко, кто-то перерезал шланг, по которому подавали ему воздух. Среди участников экспедиции пошли разговоры о том, что, похоже, у клада на дне озера Топлиц есть серьезная охрана – возможно, из тех самых бравых парней, с которыми в годы войны отправлялся на свои отчаянные операции Отто Скорцени.
Может ли это быть совпадением, но и много лет спустя с охотниками за сокровищами в тех краях случались странные происшествия, неоднократно заканчивавшиеся смертью. Смельчаки тонули, срывались со скал, их находили мертвыми с непонятными ножевыми ранениями на теле…
Уже на протяжении многих лет местные власти строго запрещают проведение каких-либо поисковых экспедиций на озере Топлиц и в его окрестностях без специального разрешения. А получить его очень трудно.
«Черная жемчужина» продолжает хранить свою тайну.