Георгий Дерлугьян: «Противостояние в Нагорном Карабахе является мировой войной в миниатюре»

0

Вооруженное противостояние в Нагорном Карабахе, произошедшее в 2020 году, имеет отчетливую геополитическую составляющую, поэтому может считаться настоящей мировой войной, но в миниатюре. К такому выводу на страницах статьи журнала New Left Review пришел профессор Нью-Йоркского университета в Абу-Даби Георгий Дерлугьян.

Изображение взято с: Commons.wikimedia.org

В своей публикации исторический социолог провел детальный анализ ситуации вокруг Нагорного Карабаха, в том числе оценив имеющиеся для войны предпосылки, начиная со времен распада СССР и даже уходя далеко вглубь. После изучения всех моментов эксперт пришел к выводу, что осенью 2020 в Нагорном Карабахе произошла только первая часть малой, но вполне реальной мировой войны. Ситуация оказалась настолько непростой, что теперь остается только догадываться, последует ли второй этап и как скоро. По словам автора публикации, после стремительного распада СССР в 1991 году России оставалось только мечтать о возвращении геополитического влияния.

Во многом положение страны зависело от гегемонии США, которая могла сохраняться не более десятилетия. Ожидалось, что действующий миропорядок начнет рушиться в 2001 году. В этих условиях должна была оформиться новая капиталистическая Россия со своей сферой влияния. Идеальным выходом мог стать так называемый «контролируемый конфликт» между Москвой и Вашингтоном с созданием в центре Евразии «буферного пространства», которое можно было отдать Китаю. Такая монополярность могла оказаться безупречным вариантом, однако все испортила неаккуратная реализация евразийской геополитики. Ее последствия наблюдаются в Беларуси, Чечне, Украине и Крыму.

Нагорный Карабах долгое время считался второстепенной территорией, остававшейся длительный период в сфере влияния России. Армения, зажатая Азербайджаном и Турцией, была последней пророссийской страной региона. После конфликта с Грузией в 2008 году Москва решилась на реформирование военного сектора. Результаты модернизации общественность увидела уже в 2014 году, когда Россия провела молниеносное воссоединение с Крымом. Вскоре Москва не допустила победы исламистов в Сирии, однако здесь же русским пришлось столкнуться с турками, которые не оставляют попыток добиться военно-политического реванша на землях, некогда входивших в Османскую империю. Именно на фоне идей турецкого вождя-восстановителя Реджепа Тайипа Эрдогана и оказался снова значимым в международном плане карабахский регион.

Тактические детали недавней Нагорно-Карабахской войны для политологов и военных экспертов остаются предметом догадок. Вероятно, операцией руководили турецкие инспекторы и даже военные, а почти остановили блицкриг армянские траншеи, однако падение Шуши угрожало полной ликвидацией армянских сил в Карабахе.

В этот момент в игру вступил Путин. Президент РФ потребовал от Алиева остановить наступление, а Пашиняна — подписать капитуляцию. Теперь о том, сколько может продлиться ситуация, когда Армению соединяет с Карабахом лишь коридор шириной в 5 километров, остается только догадываться.

Источник