«Аристокат» с тренажерным залом
Десятки тысяч американцев еще в начале 1960-х годов понастроили частных бомбоубежищ на случай ядерной войны. Но страх перед коронавирусом вновь сделал подземелья пользующимся спросом продуктом на рынке недвижимости.
Широкую мировую известность на фоне пандемии приобрела американская компания Rising S Co., которая производит бункеры на заводе в Техасе, а затем устанавливает их под землей на территории VIP-заказчиков. И это не бомбоубежища в стиле холодной войны, заполненные стратегическими запасами консервированной фасоли. Стальные бункеры снабжены туннелями для эвакуации, скрытыми дверями, пуленепробиваемыми стеклами. Но и это еще не всё.
«Раньше бункеры были просто холодными дырами в земле – сырыми, темными, неудобными местами, где никто не хотел бы находиться, если только не возникнет угроза ядерной войны, — говорил генеральный директор Rising S Гэри Линч. – Мы же сделали их больше похожими на дома».
Например, один такой бункер стоимостью 15 миллионов долларов, построенный для клиента в калифорнийском округе Напа, включал резиденцию площадью 13000 квадратных футов с тиром, боулингом, кинотеатром, тренажерным залом и оранжереей.
После того, как началась история с коронавирусом, в компанию Rising S посыпались сотни запросов — в том числе из других стран, например, из Хорватии. А Гэри Линч решил добавить вторую смену на своем заводе, чтобы удовлетворить возросший спрос.
Причем расчет был сделан не только на супербогачей – хотя бункеры для миллиардеров и приносят самую большую прибыль, компания имеет в своем «репертуаре» и более скромные подземные жилища эконом-класса.
Всего предлагается 24 стандартных варианта, самый маленький — 2,4 Х 3,6 метров. В комплекте с двухъярусной кроватью, системой фильтрации воздуха, кухонной стойкой и туалетом такой объект стоит 39 500 долларов.
Другие модели включают бункер площадью 2400 квадратных футов под названием «Орел» за 539 000 долларов и комплекс с 42 двухъярусными кроватями, 15 отдельными спальнями, оружейной и специально оборудованной тайной комнатой за 1 млн долларов под названием «Крепость».
Больше всего удобств обещает убежище «Аристократ». При цене 8,35 млн долларов в нем есть тренажерный зал, сауна, бассейн, джакузи, бильярдная, теплица и гараж.
Для строительства блока убежища размером 10 на 50 футов (3 на 15 метров) требуется от шести до восьми рабочих от одного до двух месяцев, рассказывают СМИ.
Рай в ракетной шахте
Некоторые разработчики превратили бывшие военные объекты в «зоны конца света». В Канзасе, в бывшей ракетной шахте, построенной, чтобы выдержать ядерный удар, создали комплекс Survival Condo, состоящий из 14 роскошных резиденций. Здесь есть медицинский центр, большой бассейн с водопадом, парк для собак, стена для скалолазания, кинотеатр, хорошо укомплектованный арсенал, гидропонные сады для выращивания продуктов и система аквакультуры для разведения рыбы. Запасы продовольствия рассчитаны более чем на три года. Снаружи круглосуточно патрулирует вооруженная охрана.
«Мы взяли в буквальном смысле орудие массового уничтожения и превратили его в современное сооружение, спасающее жизни, — сказал разработчик и владелец объекта Ларри Холл. – Эта структура переживет великие замки Европы».
Цены высокие, но не умопомрачительные: от 500 000 долларов за помещение размером с гостиничный номер люкс до 2,4 млн долларов за квартиру во весь этаж.
«Так много людей откладывают дела на потом, — сокрушается Холл. – Бункер покупать нужно тогда, когда он вам не нужен, а не тогда, когда он вам нужен». По его словам, устойчивость – ключевой фактор, так что энергию здесь получают от ветряных турбин и геотермальных источников. Предусмотрен даже дефицит туалетной бумаги: «Во всех наших туалетах есть места для биде».
Все производители бункеров подчеркивают первоклассную фильтрацию воздуха с выявлением сибирской язвы и, конечно же, коронавируса.
Подземный круизный лайнер
Американская компания Terra Vivos предлагает подземные убежища для покупателей попроще – несколько сотен бункеров на бывшем складе военных боеприпасов в Иглу (Южная Дакота) – по 35000 долларов каждый. Конечно, за такую цену не стоит ожидать пятизвездочных удобств – покупатели сами должны оборудовать убежища. У каждого бункера наличествует отдельный вход через собственную взрывозащищенную дверь. Вода поступает из водоносного горизонта, который военные пробурили на глубине 1200 метров. На фоне пандемии интерес к этим объектам усилился.
«Это таунхаусы на краю света, — сказал генеральный директор и основатель Роберт Вичино. «Они продвигаются очень быстро, продаются каждый день или через день. У нас есть и очень состоятельные люди, покупающие эти бункеры, и «синие воротнички».
Имеются у компании и другие варианты: в Индиане есть подземный комплекс площадью 10 000 квадратных футов. «Это похоже на подземный круизный лайнер», — расхваливают продавцы тамошние удобства: лаунж-зоны, зона для видеоигр и общие кухни. Гидропонные сады гарантируют, что каждый может каждый день есть свежий листовой зеленый салат. Этот комплекс уже был распродан в прошлом году. Этот тип убежища рассчитан на тех, кто не хочет полного уединения. Уютное подземелье в Индиане вмещает 80 человек. За 35 тысяч долларов там обещают год автономного выживания с двухъярусными кроватями размера «queen-size», топливным баком на 30 тысяч галлонов и едой на 12 месяцев.
Из-за пандемии уже в марте прошлого года, как писало издание Los Angeles Times, запросы в Vivos выросли на 1000% по сравнению с прошлым годом, а продажи – на 400%. И за тот же период стало гораздо больше покупателей из высшего класса.
Компания Atlas Survival Shelters на фоне пандемии стала продвигать модель убежища под названием Safe Cellar, которая представляет собой секретное пространство, установленное под 28-дюймовой бетонной плитой внутри дома. Его можно спрятать под кухней, гостиной, чуланом или гаражом, бункер может быть оборудован не только безопасной комнатой, но и винным погребом, оружейным хранилищем и убежищем от торнадо.
Владелец еще одного американского производителя бункеров, Survival Condo, Ларри Холл рассказывает, что если прежде приходилось прилагать определенные усилия по продажам, чтобы заставить людей приезжать на экскурсию, то теперь из-за пандемии покупателей уговаривать особо не приходится. Один клиента, например, взял и купил бункер, не посетив его физически. Хотя запросы поступают из стран Ближнего Востока, Великобритании, Японии и Франции, больше всего интерес проявляют американцы. Цена за бункер варьируется от $500 тысяч до 2,4 млн долларов и включает в себя такие удобства, как крытый бассейн, тренажерный зал и даже стену для скалолазания.
Частный остров
Есть и те, кто не желает страдать от клаустрофобии в подземельях, а предпочитают дистанцироваться от коронавируса на море, устроив себе свой собственный уединенный остров. Ну, или не совсем собственный кусочек суши, но уединение гарантирующий.
Частный остров Гладден, расположенный недалеко от побережья Белиза в Карибском бассейне, сделался во время пандемии особенно популярным, потому что он обеспечивает «полную конфиденциальность», — пояснил Крис Кролоу, директор рынка продаж и аренды Private Islands.
«Это, наверное, самое безопасное место на планете для тех, кто хочет спрятаться от этого ужасного вируса, потому что он находится на рифах в 20 милях от материка», — говорит Кролоу.
Пребывание стоит 2950 долларов за ночь для двоих, снимающих весь остров. Персонал остается на отдельном небольшом острове поблизости и дистанционно включает красный свет на большом острове в качестве сигнала, чтобы сообщить гостям, когда они приедут.
Еще одно популярное место на Карибах — Голубой остров на Багамах . Имеющаяся там взлетно-посадочной полоса вызвала интерес у людей с частными самолетами, которым некуда летать из-за ограничений на поездки.
Стремящихся к уединению приглашают расслабиться на карибском островке Пти-Сент-Винсент. По прибытии требуется пройти ПЦР-тест на коронавирус, но зато в ожидании отрицательного результата можно блаженствовать в одном из 22 коттеджей с соломенной крышей и социально изолированными шезлонгами на пляже. В то же время это настоящий карантин, учитывая, что на острове есть две мили белого песка и достаточно персонала, чтобы доставить местные деликатесы и ромовый пунш туда, где гости решили обосноваться в течение первых 48 часов.
На этом изолированном курорте нет телевизоров и почти нет Wi-Fi, но в нем находится дайвинг-центр Жана-Мишеля Кусто — что дает шанс безопасно поплавать в компании с тропическими рыбками, черепахами, акулами и скатами.
А для гостей, желающих самоизолироваться в дружеской компании, на восточной стороне острова предлагается убежище с четырьмя коттеджами – как говорят, выбравшим такой вариант будут завидовать все знакомые, которые изолированы в своих надоевших квартирах.
А по словам генерального директора компании Burgess Yachts Джонатана Беккета, некоторые богачи предпочитали искать «ковидного» уединения вообще в море. У него были заказы от семей, решивших переждать пандемию на борту яхты.
При этом было решено, что в течение нескольких недель такой изоляции дети будут не только получать домашнее обучение, но и брать уроки кулинарии с шеф-поваром на борту и проводить время в машинном отделении, чтобы больше узнать о технической стороне яхтинга.
Новозеландские бункеры
Несколько лет назад Rising S занялась обустройством бункеров в Новой Зеландии. По словам руководства американской компании, там было установлено несколько десятков убежищ, в основном для клиентов из Кремниевой долины.
Вообще тема новозеландских убежищ для миллионеров весной 2020 года, когда пандемия разбушевалась по полной программе, стала мегапопулярной в СМИ. Но вообще интерес к расположенному где-то на самом краю географической карты островному государству с его буколическими пейзажами существовал и до всякого COVID-19.
«Сказать, что вы «покупаете дом в Новой Зеландии», — это сделать намек на апокалиптическое убежище», – говорил в интервью New Yorker соучредитель соцсети LinkedIn Рид Хоффман. По его словам, более половины его собратьев-миллиардеров из Кремниевой долины построили убежища на случай катастрофических событий.
Известный венчурный миллиардер Питер Тиль приобрел в Новой Зеландии бывшую овцеводческую ферму – и как говорят, устроил там технологический мир для «выживальщиков Судного дня».
Считается, что вообще мода на новозеландские убежища началась с главы компании OpenAI Сэма Альтмана, который еще в интервью 2016 года сказал, что сбежит в Новую Зеландию в случае пандемии. Правда, потом утверждал, что пошутил. Но идея запала в умы самых богатых людей Америки.
Как бы то ни было, это не был единственный план спасения Альтмана от катаклизма: «У меня есть оружие, золото, йодид калия, антибиотики, вода, противогазы… и большой участок земли в Биг-Суре (малонаселенный район побережья центральной Калифорнии – Авт.), куда я могу прилететь»…
Но вернемся в Новую Зеландию – продающая бункеры в США американская компания Rising S обратила свои взоры и на убежища в этой стране, хотя традиционно новозеландский рынок составлял крошечную долю их клиентов. Правда, как говорит один руководителей фирмы Линч, всплеск интереса наблюдался в 2017 и 2018 годах, то есть еще до пандемии: «Было много людей, которые покупали землю и строили бункеры».
Еще за пару лет до нашествия COVID-19 производитель бункеров Гэри Линч объяснял агентству Bloomberg: «При первом признаке апокалипсиса — ядерной войне, вирусе-убийце, восстании в стиле Французской революции, нацеленном на «золотой» 1% населения — калифорнийцы планируют сесть на частный самолет и залечь на дно. А Новая Зеландия никому не враг. Это не цель для ядерного удара. Не цель для войны. Это место, где люди ищут убежища».
Когда Линча спросили, где находятся бункеры в Новой Зеландии, он ответил, что они «повсюду». Но признал, что у него были некоторые трудности с доставкой бункеров в страну.
В прошлом году наделала шума история с незадачливым американцем, который оказался заперт в своем новозеландском бункере. Некий богач из Нью-Йорка в отчаянии позвонил в компанию Rising S Co. и спросил, как открыть секретную дверь в его убежище.
«Он хотел проверить комбинацию двери и задавал вопросы о мощности и нагревателе горячей воды, а также о том, нужно ли ему взять дополнительную воду или воздушный фильтр, — сказал генеральный директор Rising S Co. Гэри Линч. – Он уехал в Новую Зеландию, чтобы спастись от всего происходящего. Насколько я знаю, он все еще там».
В беседе с Bloomberg Линч отказался сообщить, кто был этим бизнесменом, поскольку он держит свой список клиентов в тайне. Он сказал, что за последние несколько лет его фирма построила около 10 частных бункеров в Новой Зеландии. Средняя стоимость убежища весом около 150 тонн составляет 3,5 миллиона долларов, но с дополнительными функциями, такими как роскошные ванные комнаты, игровые комнаты, тир, сауны и бассейны, цена может легко подняться до 8 миллионов долларов .
По словам Линча, на выкапывание огромной ямы и помещение туда среднего бункера уходит около двух недель. Все это делается тайно, чтобы местные жители не знали, и после установки прохожие не смогут узнать, что это там есть.
Линч — не единственный американский производитель бункеров, который занялся новозеландским направлением – калифорнийская компания Vivos сообщала, что установила бункер на 300 человек в Новой Зеландии. Но на просьбу CNN Business о конкретике, основатель фирмы Роберт Вичино отказался вдаваться в подробности: «По соображениям безопасности мы не можем давать комментарии о каких-либо бункерах Vivos в Новой Зеландии».
Уже много лет, рассказывает CNN Business, на живописном горнолыжном новозеландском курорте Квинстаун ходят слухи об иностранцах, вкладывающих средства в защищенные от «апокалипсиса» подземелья. «Честно говоря, это заставляет меня смеяться, потому что я не знаю ни одного бункера», — говорит мэр Квинстауна Джим Боулт. – Это, пожалуй, самое красивое место в мире, поэтому я понимаю их желание, но я не знаю ни одного бункера».
Местный юрист Грэм Тодд, специализирующийся на сделках с зарубежной недвижимостью и законодательстве об управлении ресурсами, полагает, что если бы бункеры устанавливались, он бы об этом услышал. Самая похожая на бункер вещь, которую он когда-либо видел, — это винный погреб. «Честно говоря, я думаю, что это маркетинговый ход», – считает он.
«Их не существует», — уверен еще один житель новозеландского курорта.
Как предполагает CNN Business, если бы компания Rising S импортировала стальные бункеры из США, кто-нибудь, вероятно, что-нибудь знал бы об этом. Особенно, если, как говорят производители, бункеры поставляются полностью построенными. Их ведь нужно провезти через границу, а затем доставить к месту установки. А там местные власти должны дать согласие на их установку, а ландшафтному дизайнеру или строителям нужно будет вскопать землю, чтобы установить бункер. Но никаких признаков этого не заметно.
Таможня Новой Зеландии заявила, что провела «обширный поиск» в своих информационных системах онлайн на предмет импорта из Rising S и «не имеет записей о каких-либо сделках с компанией с таким названием».
Тем не менее, утверждает CNN Business, по словам одного из местных архитекторов огромное количество объектов, над которыми он работал, имеют подземные элементы. Но это связано с соблюдением ограничений по высоте, введенных властями для сохранения эстетики города.
Агент по элитной недвижимости Бас Смит привел в пример собственность за 25 миллионов новозеландских долларов (16 миллионов долларов США) в эксклюзивном живописном комплексе за пределами Квинстауна — с подвалом площадью 600 квадратных метров с кинотеатром. По его словам, это не бункер в строгом смысле, но его можно расценивать и так.
В любом случае, несколько жителей района Квинстауна заявили, что американцы укрывались в их городе на изоляции от коронавируса. Записи аэропорта Квинстауна показывают, что по крайней мере два частных самолета приземлились, когда страна находилась под строгой изоляцией, хотя не ясно, откуда они прибыли.
Но нет ничего вечного под Луной – только что стало известно, что Новая Зеландия из-за слишком медленных темпов вакцинации потеряла позицию самого лучшего во время пандемии COVID места на планете. Согласно рейтингу агентства Bloomberg, первое место у новозеландцев перехватил крошечный Сингапур. И там точно места для всех желающих пересидеть нашествие коронавируса не хватит.