Сразу скажу, не мой жанр, да и не мой уровень. Такие программы я не смотрю. Но порой положение обязывает.
Когда Малахов ушел с Первого на «Россию», все плакали: и за что ты нас, Андрюшенька, покинул?! Но оказалось, как еще говорил товарищ Сталин: «У нас нЭзаменимых людей нЭт». Вот и Борисов, пришедший на замену Андрюши из «Новостей» (а до этого он работал на «Эхе Москвы»), стал регулярно забивать Малахова по всем параметрам, в турнирной таблице рейтингов он всегда выше своего столь известного оппонента.
А в чем причина? Я посмотрел и понял. Да, Малахов для народа, массового зрителя свой брат-солдат. Все эти Дианы Шурыгины, отпетые мошенники, отцы-истязатели, матери-кукушки — малаховские фанаты, вечная армия его поклонников. И он весь там, с ними, такой же, как они, отличается только зарплата. Но я не могу это смотреть.
А вот Борисов, мальчик из приличной семьи, держит своих героев на дистанции. Он как бы прилетел из другого мира и не сливается совсем. И это правильно! Знаете, когда «Поле чудес» вел Владислав Листьев, я всегда смотрел, потому что это было интеллигентно, а когда стал народный Леонид Якубович, всё, тушите свет, это уже не мое. Хотя вкусы свои никому не собираюсь навязывать.
Но знаете, когда Малахов прекрасен? По субботам. В «Привет, Андрей!» он создает такую замечательную атмосферу, которую никто (то есть абсолютно!) повторить не может — ни Галкин, ни Ургант, ни Борисов. Вот там Андрей представляет из себя самое лучшее, что в нем есть: душевность, ум, контактность, знание своей истории и истории страны. На такое даже знаменитые советские «огоньки» были не способны.
А может, Малахову работать только по субботам? Почему бы и нет, он же вроде не еврей.
Плохой хороший КВН
Эдуард Сагалаев написал книжку о телевидении. Очень интересно будет почитать, ведь человек прошел все, от и до. Но вот на вопрос радиоведущей, что самое лучшее он бы взял с собой в наше время из телевизионного прошлого, Эдуард Михайлович ответил: КВН и «Что? Где? Когда?»
И тут я задумался. Насчет «Ч?Г?К?» даже спорить не буду: Борис Крюк четко идет по стопам Ворошилова, своего приемного отца, продолжает династию. Конечно, до пиковых моментов, которые позволял себе Ворошилов, уносясь куда-то в поднебесье, Борису пока еще далеко, но средний уровень он держит как самый высший. «Что? Где? Когда?» в его исполнении (а также в исполнении знатоков, конечно) — это суперигра, по гамбургскому счету.
А вот КВН? Отлично помню КВН времен перестройки. Это было что-то с чем-то! Одесская команда, днепропетровская, новосибирская — ну, просто конфетка! Как они были остры на язычок, ничего не боялись, высмеивали всех, кто попадался под руку, особенно власть, сильных мира сего. А как талантливо! Уже 30 лет прошло с тех пор, а все эти игры стоят перед глазами, прямо как сейчас.
Но что мы видим сейчас? Прилизанные, коленопреклоненные шуточки, без всякого смысла и содержания. Кого представляют эти «студенты»? И студенты ли это вообще?
Одна радость: смотреть и восхищаться Александром Васильевичем Масляковым. За последние 30 лет он ни капельки не изменился. Зато изменился КВН. Под чутким руководством Александра Васильевича они боятся сказать нечто обидное тем, кто сильнее их, высмеять их, невзирая на лица, к чертовой матери, да и пусть отмываются.
Ни-и-и-зя, не положено. И тогда кавээнщики шутят, как бы чего не вышло. Честно скажу, смотреть такое невозможно.
Но я понимаю — почему. Тот же Анатолий Григорьевич Лысенко, возглавив ОТР (Общественное Телевидение России), стал тише воды ниже травы. Куда девалась его бесшабашная «взглядовская» смелость? А все туда же: не гони волну. Со времен перестройки и распада СССР Лысенко кардинально пересмотрел свои взгляды, хорошо поняв, что же за страшная штука — телевидение.
Вот и Масляков туда же. Может быть, и он считает, что тот безбашенный КВН конца 80-х помог разрушить великую державу? Вот и дует на воду.
Но только один вопрос: что это за непонятная страна, которая от простого, пусть и жестокого смеха схлопывается, как глиняный колосс, падает в тартарары, хлоп, и нету. Согласитесь, это ненормальная страна.
Шутить изволите? Куда уж там, мне не до шуток. Я просто думать люблю.
Как мы любим Украину!
Матч нынешнего Евро Украина—Нидерланды показали обрезанным: не было гимнов в самом начале. «Ще не вмерла Украина» — кому это мешало? Мне — нет.
Но дальше… Комментаторы Александр Кузьмак и Павел Занозин провели блестящий репортаж, полностью опровергнув все нынешние политические реалии. Они так объективно это делали, так точно, профессионально, аж дух захватывало. Совсем не болели против наших украинских братьев, а наоборот, чуть не задушили их в объятиях. И никак не болели против укров, как учат нас последние постановления съезда партии.
Это был высший пилотаж на самом деле. А как они восхищались Сашей Зинченко! А Яремчуком! Нет, ребята просто молодцы, и если бы не отсутствие гимна…
И тут мне вспомнился финальный матч чемпионата Европы по баскетболу где-то на закате нашей великой родины — СССР—Израиль. Вела репортаж прекрасная Нина Ерёмина. Так вот, она ни разу не произнесла название той страшной страны, с кем мы играли. Нет, все-таки было, и с высокомерным пренебрежением. И никого прекрасная Нина Ерёмина не назвала из наших соперников по фамилии, ну, кроме капитана, которым, естественно, был Рабинович. А кто же еще? То есть великая сборная Советского Союза провела решающий матч со страшной «израильской военщиной», которую даже нельзя называть. И прекрасная Нина Ерёмина четко следовала указаниям свыше. Как там у Александра Галича:
Израильская, — говорю, военщина
Известна всему свету!
Как мать говорю и как женщина —
Требую их к ответу!
Времена меняются, как вы понимаете. Хоть и играли сейчас наши украинские враги, но русские комментаторы Кузьмак и Занозин называли их по имени и фамилии, восхищались ими. Во как бывает! Прогресс налицо.