Российские врачи и власти так до сих пор и не пришли к единому мнению о том, чего же ждать именно нам, с учётом национального менталитета и уровня здравоохранения. Так, глава Минздрава Михаил Мурашко в очередной раз напугал переполненными койками в зарубежных ковидных госпиталях, тогда как пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сигнализировал о «не опасном» протекании «Омикрона».
Мои знакомые, переболевшие в конце декабря-январе, и, скорее всего, именно «Омикроном» (секвенирование генома им никто не делал, хотя ПЦР-тесты оказались положительными) выздоровели в течение трех недель и отмечали одинаковые симптомы: температура выше 38 длилась несколько дней, потом пришёл сильный кашель и катаральные явления, но болезнь в лёгкие так и не опустилась. Больше всего протекание этой формы коронавируса напоминало обычный бронхит.
Кстати, среди заболевших и выздоровевших — две знакомые пенсионерки 76 и 90 лет. Что не может не радовать. Обе обошлись без госпитализации и справились с инфекцией самостоятельно. Это, безусловно, настраивает на более оптимистический лад.
А вот как описывает протекание «Омикрона» на своей странице профессор Александр Кухарчук, специалист по пост- и лонгковиду, проживающий в индийском Мумбаи.
Да, «Омикрон» действительно реже приводит к госпитализации, кислородной зависимости и критическому состоянию больного. Но общая статистика в каждом конкретном случае срабатывает не всегда. Везде есть свои исключения. К сожалению, при «Омикроне» так же госпитализируют, особенно людей, находящихся в группе риска, пожилых и хроников, некоторые из них будут нуждаться в кислородной поддержке, какой-то небольшой процент попадает и на ИВЛ. Умирают меньше, может быть, ещё и потому, что те, кому было суждено умереть, самые слабые и незащищенные, скончались еще в предыдущие волны. Например, в наиболее сильную вспышку зимы-2021, когда в Великобритании в сутки на тот свет уходило без малого 2000 человек. Сейчас потенциальных жертв для «Омикрона» просто уже не осталось. Но у любого правила есть свои исключения.
На самом деле, по словам профессора Кухарчука, никто не может сказать, в какую категорию больных попадет человек в случае инфицирования «Омикроном».
Кухарчук дает практические советы врачам, которые работают в странах, где «Омикрон» все ещё продолжает сочетаться с «Дельтой».
Подобная комбинация осталась в небольшом количестве государств, в том числе и в Индии, где он работает. Это достаточно редкий по времени симбиоз. Потому что нынешняя мутация везде очень быстро вытеснила предыдущую, но все же какое-то время им приходится мириться с существованием друг друга.
Да, как выясняется, «Омикрон» поражает преимущественно верхние дыхательные пути (рото- и носоглотку, трахею и бронхиальное дерево), инкубационный период при заражении значительно сокращён. Вот только с «Омикроном» воспаление легких развивается не на 4-5-й день, как это было при «Дельте», а гораздо позже – на 9-12 дни после инфицирования. И это следует учесть при диагностике.
По мнению эксперта, в популяциях, где одновременно циркулируют «Омикрон» и «Дельта» рекомендация сделать КТ легких на 4-5-е сутки может быть слишком «ранней» при «Омикроне». Так как, если человек инфицирован именно им, то в начальный период КТ не покажет никаких изменений в легких, те будут чистые. Однако на 9-12 день у пациента может резко упасть сатурация, и ситуация усугубится, начнётся пневмония.
Второй вариант — заражение «Дельтой». Наслышанные о легком течении «Омикрона» и считая, что у пациента именно этот вариант COVID-19, доктор и больной решают вовсе не делать КТ. И уже на 7-9 день происходит обвал сатурации и заболевший экстренно отправляется в реанимацию.
Как же действовать в подобных случаях? «Тесты ПЦР, дифференцирующие «Омикрон» и «Дельту», не везде доступны и далеко не всегда точны, — полагает профессор Кухарчук. — Поэтому ориентир – клинические проявления болезни. Да, они еще менее «точны», чем ПЦР-тест. Но некоторые, наиболее характерные для «Омикрона» симптомы, которые сигнализируют о возможном развитии тяжелого течения болезни, все же есть».
При условиях, что врач не может заранее предугадать, с чем имеет дело – с «Дельтой» или с «Омикроном», он в любом случае должен осуществлять ежедневный онлайн-контроль больного: жалобы, температура, кислородная достаточность.
«Один раз в течение 3-х дней следует проверять лабораторные показатели: брать общий анализ крови (не ищите лейкоцитоз, его, как правило нет; обращайте внимание на процентный рост лимфоцитов и моноцитов при снижении относительного количества нейтрофилов). С-реактивный белок – его постепенное повышение в течение недели от нормы до среднего уровня (в 1.5-2 раза) уже говорит о том, что это «Омикрон» с угрозой развития пневмонии; если же СРБ резко повышается на 4-7-й день болезни (в 2 и более раз), то это «Дельта», со всеми вытекающими…
Д-димер – его быстрое и резкое повышение на 4-5-й день болезни свидетельствует о том, что у пациента начинаются проблемы в легких, связанные с «Дельта»-инфекцией; незначительное повышение (на 30-50%) уровня Д-димера говорит в пользу «Омикрона», — резюмирует специалист. Но и небольшое повышение должно вызвать настороженность в плане возможного постепенного развития пневмонии. Если пациент — женщина, врач должен помнить о том, что Д-димер повышается во время критических дней – именно на эти 30-50%, что создает дополнительные трудности в диагностике».
Между тем, разница в клинических проявлениях между «Омикроном» и «Дельтой» тоже достаточно значительна.
При последней гораздо чаще наблюдалась сильная головная боль, кашель, резкое и длительное повышение температуры (38 градусов и выше); терялись вкус и обоняние; присутствовали умеренные мышечные боли.
Температура же при «Омикроне» либо достигает незначительных субфебрильных цифр, либо резко повышается вплоть до 40 градусов, но и легко снижается парацетамолом, больные жалуются на невыносимые боли в пояснице, костях и мышцах рук, ног; с первых же дней развивается резкая слабость – становится проблемой даже просто встать с кровати и дойти до туалета. Иногда по телу распространения сыпь, похожая на ветряную оспу в виде небольших, зудящих красных прыщиков, чаще всего на локтях, коленях и тыльной стороне кистей и стоп.
Судя по всему, России все ещё предстоит это узнать. Между тем, в ряде стран «Омикрон» уже завершает свою жатву, заставляя изменить сложившейся порядок вещей. К таковым относится в том числе и Великобритания, подвергшаяся нашествию «Омикрона» в декабре 2021-го.
На недавней встрече с депутатами-консерваторами министр здравоохранения Саджид Джавид приветствовал «обнадеживающие признаки» ухода инфекции, хотя и предупредил, что больницы по-прежнему находятся под «значительным давлением», сообщает Times.
Но вот уже несколько дней как статистика в королевстве улучшается, правда, пока количество заболевших все равно ещё превышает 100 тысяч человек в сутки. Но зато сократилось и число госпитализаций.
В правительстве уже вовсю рассуждают о том, что в ближайшем будущем в туманном Альбионе могут снять самые распространённые ограничения, такие, как дистант в школах и работа на удаленке.
Обязательные маски в общественном транспорте и в магазинах, скорее всего, останутся.
В настоящее время британцам все ещё необходимо предъявить доказательства вакцинации или отрицательного ПЦР-теста, чтобы посещать крупные мероприятия и ночные клубы. Но, так как «Омикроном» заболевают и привитые, и непривитые, то вполне возможно, что Англия в конце месяца «откажется от пропусков и ковидных сертификатов», потому что их «трудно оправдать» сейчас, когда «Омикрон» пронёсся как вихрь и ослабевает.
Читайте материал «Названы признаки заражения штаммом коронавируса «Омикрон» по сравнению с «Дельтой»