Арабские Эмираты считаются крупнейшим каналом параллельного импорта. Сегодня в России ввоз автомобилей, электроники и уходовой косметики в магазины премиум-сегмента, и работа частных байеров обеспечивается благодаря этой схеме. По данным Минпромторга в 2022 году товарооборот между Россией и ОАЭ увеличился на 68%, до $9 млрд.
Какие риски несут продажи по параллельному импорту? Кто сейчас основные игроки рынка электроники и почему Арабские Эмираты стали самым популярным местом для добычи “запрещённых товаров”? На эти вопросы ответила эксперт по параллельному импорту и основательница бюро премиальных товаров “Ulanova Бюро” Екатерина Уланова:
“В этом году мы столкнулись с одной из самых распространенных проблем. Из-за усложненной логистической цепочки случилась массовая задержка товаров. Так как продукция ввозится через несколько посредников и несколько стран, невозможно предугадать на каком этапе это может произойти. Поэтому в нашей компании мы заранее прописываем длительность сроков в договоре-оферте и регулярно оповещаем клиентов. К сожалению, до момента поступления товара в магазин, продавец никак не может повлиять на его логистику: порой товар может идти к своему получателю до полугода.
Еще один риск — ввоз контрафактной продукции. Наши специалисты тщательно изучают упаковку каждого товара перед покупкой. Мы продаем только оригинальную технику, запечатанную, с завода. Но на крупных маркетплейсах сейчас можно найти огромное количество айфонов, которые стоят по 50 и даже 40 тысяч рублей. Разумеется, это не настоящая техника Apple, хотя вроде и корпус от айфона и в большинстве случаев там внутри даже iOS будет стоять, но по факту это Android, просто в другой оболочке.
Если через параллельный импорт пришел брак, то этот вопрос также приходится решать непосредственно продавцу на территории России. Мы по гарантии забираем устройство, сами ремонтируем через партнерские сервисы и только потом отдаем. Если ситуация совсем плохая, то выдаем новое устройство. Эти риски мы как магазин берем на себя.
Сейчас одной из самых популярных схем параллельного импорта является завоз товара через таможню дружественных стран, условно, Казахстан. Второй вариант: работа байеров. Когда некий человек покупает технику за границей и в чемодане, просто как физлицо, и все провозит. Но это может и не сработать. Когда-то рано или поздно этот чемодан вскроют и, увидев в нем 20 айфонов, назначат штраф. По сути, всё это называется “серой” техникой, ввезенной “серым” импортом, когда продавец ничего не растамаживает и не платит налог.
Лидерами рынка по-прежнему остаются повседневные гаджеты: телефоны и компьютеры, техника премиум-сегмента от Apple и Dyson. Поэтому основными игроками так и остались все бывшие официальные премиум-реселлеры, тот же Restore, NVIDIA. География очень сильно варьируется, но в основном это Европа и Арабские Эмираты, потому что в Дубае техника идет по особым ценам, она там сильно дешевле, чем во всем мире. Те же айфоны, которые в Европе стоят условно 1200€, в Дубае можно найти меньше чем за 1000€.
Что касается ОАЭ, то россияне регулярно отправляются туда на люксовый шоппинг. Всё то, чего в России сейчас не достать, можно найти в Дубае: техника, трендовые сумки, спортивная одежда, косметика. Мы тоже периодически делаем заказы премиум-товаров у местных поставщиков, но для меня это место славится в первую очередь рынком парфюмерии.
Дубай — столица шлейфовых, концентрированных ароматов. Как в Париже, там найдется абсолютно любой парфюм. Идешь по улице и ощущаешь километровый шлейф от мимо проходящих шейхов со своими женами. В том числе там сейчас можно найти самые трендовые ароматы, на слэнге парфюмеров “чистая кожа”. Это что-то такое очень свежее, интимное, приятное и невычурное.
Тем не менее, область торговли по схеме параллельного импорта в России сейчас нуждается в дополнительном регулировании. На рынке работает множество недобросовестных продавцов и люди, к сожалению, покупают контрафакт за большие деньги, просто потому что официальные магазины ушли из России”.