18.12.2020
Интервью депутата Европарламента, сопредседателя правления партии «Русский союз Латвии» Татьяны Аркадьевны Жданок сайту Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.
— Уважаемая Татьяна Аркадьевна, что, на Ваш взгляд, может сделать Евросоюз в сфере защиты законных интересов русских жителей Латвии?
— В силу особенностей конструкции Евросоюза, строго разделяющей сферы компетенции ЕС и его государств-членов, вопросы образования и гражданства, являющиеся самыми чувствительными «русскими» проблемами в Латвии, относятся как раз к сфере ответственности государства. В компетенцию Евросоюза они не попадают потому, что многие страны, в том числе и Латвия, блокируют такие предложения на уровне Совета ЕС. Не хочет наша страна, чтобы Евросоюз вторгался в эти сферы, понимая, что тогда ей придётся пересматривать не только многие законы, но и всю государственную политику.
Это обстоятельство существенно усложняет нашу работу. Но окно возможностей не полностью закрыто, поскольку эти проблемы можно характеризовать как дискриминацию по признаку происхождения (проблема неграждан) и языка (вопросы образования на языках меньшинств), а такая дискриминация строго запрещена базовыми правовыми актами ЕС.
— Известно, что 25 ноября Европарламент, принимая доклад «Фундаментальные права в Евросоюзе», одобрил поправку о защите детей от дискриминации в образовательной сфере. Это решение было принято благодаря и Вашим усилиям. Будет ли оно применено на практике?
— Да, такую поправку удалось внести в текст, дополняющий пункт о правах инвалидов: «Европарламент призывает государства-члены обеспечить защиту детей от любого вида дискриминации в области образования; призывает, в частности, чтобы дети, имеющие ограничения, связанные с развитием языка (например, аутизм), были под особой защитой в случае, когда их обучение происходит в многоязычной среде, путём предоставления им возможности учиться, если семьи того пожелают, на их родном языке». Ведь образовательный процесс на неродном языке пагубен, в первую очередь, для маленьких детей, имеющих проблемы с развитием речи. И это очень хорошо видно на примере Латвии. Законодательно закрепив изгнание русского из школ и даже из частных вузов, власть теперь подбирается к детсадам нацменьшинств, тоже хочет их латышизировать. То, что вопрос удалось поднять в Европарламенте лишь на таком специфическом уровне, связано именно с проблемой разделения компетенций. Но путь от частного к общему – это весьма продуктивная тактика.
Именно таким путем мы идём ещё в одном направлении – это подготовка и принятие на декабрьской сессии Европарламента резолюции, основанной на Европейской гражданской инициативе «Пакет безопасности национальных меньшинств» (Minority Safe Pack), для которой был собран 1300 000 подписей по всему Евросоюзу.
Это уникальная инициатива, одна из тех немногих, что смогли дойти до обсуждения в Европарламенте. Ведь после того, как норма о влиянии граждан ЕС на законодательство посредством сбора миллиона подписей была введена в Лиссабонский договор, оказалось, что добиться эффективности этой процедуры не так-то и легко.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой инициативе и о том, как она поможет русским Латвии.
— Инициатива нацелена на то, чтобы показать необходимость защиты прав национальных меньшинств на уровне Евросоюза. Не секрет, что в последнее время тематика этнических и лингвистических меньшинств в ЕС как-то отходит на второй план, и отдельно выделяют совсем другие меньшинства. А ведь представителей традиционных нацменьшинств в ЕС, между прочим, около 50 миллионов, то есть десятая часть всех жителей.
Инициатива Minority SafePack – это проект Федералистского союза европейских национальных меньшинств (FUEN), в который входит более 100 организаций нацменьшинств из 35 европейских стран. Проект объединил многие национальные меньшинства в ЕС: венгров в Румынии и Словакии, немецких датчан и немцев, проживающих в Дании, каталонцев и басков в Испании, русскоязычных жителей Латвии, поляков Литвы и многих других. В нашей стране, где сбором подписей руководила партия Русский союз Латвии, мы достаточно быстро достигли требуемого для каждой страны минимального порога. Русских Латвии этот проект вдохновил, в частности, потому, что одним из его требований является обеспечение равных прав с гражданами для лиц без гражданства, что напрямую касается неграждан Латвии и Эстонии.
Инициатива включает и ряд других важных предложений. Например, о финансовой поддержке для малых языковых сообществ, о создании Европейского центра языкового разнообразия, о включении в перечень задач фондов регионального развития ЕС защиты национальных меньшинств и поощрение культурного и языкового разнообразия, о свободе передачи и приема аудиовизуального контента в регионах проживания меньшинств.
К сожалению, если поначалу в этой инициативе было одиннадцать пунктов, то перед сбором подписей их осталось девять. Два пункта, связанные с возможностью получения образования на языках меньшинств, были убраны, поскольку эти вопросы находятся в компетенции государств.
— Вы говорили, что не только вопросы образования, но и вопросы гражданства не входят в компетенцию ЕС. Удаётся ли что-то сделать и в этой сфере? Ведь, как известно, в Латвии проживает около 200 тысяч так называемых неграждан?
— В инициативе Minority SafePack конкретно сказано, что именно после распада двух больших федеральных государств – СССР и Югославии – образовались категории лиц без гражданства. В частности, это те жители Латвии и Эстонии, кто не принадлежит к категории граждан довоенных республик и их потомков, а также те жители республик бывшей Югославии (в основном цыгане), кто не подал вовремя заявления на получение нового паспорта гражданина.
Когда в марте 2004 года Европарламент принимал рекомендации перед вступлением Латвии в ЕС, в них было чётко сказано о необходимости ускорения процедуры натурализации неграждан и предоставления им права участия в местных выборах. Тогда наши правящие говорили, что все эти рекомендации будут выполнены – и проблема «рассосется». Однако ничего подобного не произошло. Огромное количество неграждан остаётся до сих пор, и возможности голосовать на выборах у них так и не появилось.
Думаю, что сейчас и латвийские, и европейские чиновники понимают, что нельзя так долго сохранять этот странный статус. На мой взгляд, выхода здесь всего два: или объявление всех неграждан гражданами на уровне Латвии, чего бы мы больше всего хотели, или же, как минимум, приравнивание их к гражданам во всех вопросах, которые входят в компетенцию Евросоюза. Например, в тех же вопросах трудоустройства, а также права участвовать в местных и европейских выборах, в любом государстве ЕС, поскольку эти права оговорены для граждан ЕС в Договоре и соответствующих директивах ЕС. Сделать это Евросоюз может на основании доброй воли государства, делающего соответствующую декларацию.
Мне удалось добиться принятия еще в 2006 году поправок в визовое соглашение ЕС, которое уравняло неграждан с гражданами в праве свободного въезда в другие страны – участницы соглашения. Тогда была пробита первая брешь, поскольку в документе ЕС, имеющем статус обязательного для всех регламента, неграждане впервые появились как особая категория. Сейчас дело за дальнейшими шагами, но их должны сделать латвийские власти.
В сфере защиты прав человека Евросоюз непрерывно что-то требует или дает рекомендации для стран вне ЕС, но часто использует двойные стандарты, когда дело касается проблем внутри самого Евросоюза. Самый лучший способ продемонстрировать другим, как надо действовать, – это начать с себя.