Выйти из зоны ковида: как французы встречают Рождество

0

Французы получат возможность отметить праздник в узком кругу — не более шести человек. Сразу после Рождества начинается вакцинация, с которой власти связывают надежду на победу над вирусом. Тем не менее некоторые эксперты требуют возвращения карантина, чтобы избежать новой вспышки пандемии.

В ресторане без вилок и ножей

Вдоль парижской авеню Моцарта под дождем стоит длинная утомительная очередь в лабораторию, чтобы сдать тест на COVID-19. Охранник предупреждает: «Вам придется ждать часа три». Народ ворчит и вздыхает, но выбора нет. Везде одна и та же картина. Начинаются рождественские каникулы.

— Я собираюсь провести праздники с родителями, которые живут в Бретани, — говорит мне студент-очередник Жан-Франсуа. — Прежде чем отправиться в путь, хочу быть уверен в том, что не привезу с собой инфекцию.

— На каникулы мы с женой летим на Корсику, где в аэропорту требуют свидетельство о результатах тестирования, — объясняет программист Пьер. — Когда его нет, штрафуют на €135 и отправляют на недельный карантин.

Не повезло горнолыжным станциям, на которых по распоряжению властей подъемники остановлены, чтобы избежать лишних контактов. «Это всё равно, что прийти в ресторан, где тебе на дают приборов», — жалуются французы. Приходится либо самим забираться на склоны, либо довольствоваться пластиковыми санками, похожими на корыта. Так или иначе, в нынешнем сезоне горные курорты теряют около 70% клиентуры.

Мафия к вакцинации готова

После того как Европейская комиссия дала зеленый свет препарату Pfizer–BioNTech, кампания вакцинации во Франции стартует в воскресенье 27 декабря. Первые два этапа предусматривают прививки пациентам домов престарелых и обслуживающему их персоналу, а затем гражданам старше 75 лет — это в общей сложности около 15 млн человек. Потом настанет черед остальных. Примерно половина французов, согласно опросам, занимает выжидательную позицию.

— Настроение властей авральное. Понимаю их стремление как можно скорее приступить к делу, — говорит мне знакомый врач-пенсионер Франсуа. — Но я не буду спешить и подожду первых результатов. В моем возрасте не хочется оказаться в роли подопытной свинки.

Медицинские чиновники допускают, что сроки могут быть сдвинуты, потому что вакцины — по крайней мере, на первом этапе — на всех не хватит. Возможны накладки и непредвиденные обстоятельства, которые повлекут за собой сбой прививочного графика. Так или иначе, цель — вакцинировать в 2021 году две трети населения.

Некоторые крупные предприятия и компании типа «Рено» намерены сами организовать вакцинацию. Они скорее хотят вернуть сотрудников в офисы с удаленки, которая часто оказывается малоэффективной. Власти не возражают, но такую вакцинацию прямо на работе разрешено проводить только на добровольной основе.

— Вакцина — это жидкое золото. Поэтому мафия и другие бандитские формирования находятся в состоянии боевой готовности, — предупреждает глава Интерпола Юрген Шток. — Доставка препарата будет сопровождаться резким ростом преступности. Возможны нападения на транспорт и склады, случаи коррупции, сбыт через интернет поддельных вакцин.

За ценой не постоим

Для выявления главных очагов инфекции собственное расследование провел французский Институт Пастера. Оказалось, что треть случаев заражения происходит в семьях — вирус наиболее активно распространяется во время обедов и ужинов. Часто заражаются и на работе, прежде всего в столовых. Не менее опасны городские рестораны и бары, которые пока закрыты как минимум до 20 января. Как ни странно, общественный транспорт не попал в число главных разносчиков инфекции.

Тем не менее врачи напоминают: нельзя забывать об элементарных мерах предосторожности. Флакон с антисептиком эксперты советуют держать прямо на праздничном столе среди бутылок и закусок, проветривать помещение и надевать маску сразу после десерта. Ничего лучше пока не придумано.

За праздник придется заплатить высокую цену, убежден профессор пастеровского института Арно Фонтане. Он считает, что к Новому году ковидная кривая обязательно поползет вверх. Поэтому первые три месяца нового года будут очень тяжелыми, а вакцина не успеет дать результатов.

Некоторые эксперты требуют введения нового жесткого локдауна. Глава службы реанимации больницы Реймон Пуанкаре Джилали Аннан парижского пригорода Гарш предлагает незамедлительно последовать примеру европейских соседей и вернуться к тотальному карантину уже 26 декабря — в противном случае пандемия грозит новой вспышкой.

Но разве Париж не стоит мессы? В рождественскую ночь знаменитый композитор и певец Жан-Мишель Жарр даст концерт в своей студии, который виртуально будет спроецирован в виде голограммы в соборе Парижской Богоматери и показан по телевидению.

Франция ждет братьев Морозовых

В предновогодние дни изредка приходят и хорошие новости. В Фонде Луи Вюиттона «Известиям» подтвердили, что 24 февраля 2021 года состоится вернисаж главного блокбастера арт-сезона — выставки «Коллекция братьев Ивана и Михаила Морозовых», которая первоначально должна была открыться минувшей осенью.

На берегах Сены покажут шедевры из Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. А.С. Пушкина и Третьяковской галереи. Это Мане, Роден, Моне, Тулуз-Лотрек, Сезанн, Гоген, Ван Гог, Матисс, Пикассо. Русское искусство будет представлено Репиным, Врубелем, Коровиным, Гончаровой, Ларионовым, Малевичем, Машковым, Коненковым. Впервые покинут Россию семь огромных панно Мориса Дени «История Психеи», созданные специально для музыкального салона в особняке Ивана Морозова в Москве на Пречистенке.

Грядущая экспозиция станет «сиквелом» выставки коллекции Сергея Щукина, на которой четыре года назад в Фонде Луи Вюиттона побывали 1,3 млн человек — рекордная цифра для Франции. Со своей стороны столичный дворец «Пети пале» объявил об открытии 5 октября 2021 года выставки Ильи Репина, которая изначально была запланирована на минувший октябрь.

Готовят свои хиты и другие парижские институции. Так, Музей Жакмар-Андре покажет работы Боттичелли, а музеи Родена и Пикассо проведут совместную выставку, посвященную двум великим мэтрам.

Микеланджело и Кончаловский в соборе

2020-й войдет в историю как «cамый черный год» в истории французского кино. Посещаемость кинотеатров рухнула на 70% — с 213 млн до 65 млн человек. На протяжении долгих месяцев они не работали — закрыты и сейчас, как минимум до 7 января. Кроме того, прокатчики придержали американские блокбастеры — долгожданный Джеймс Бонд так и не вышел на экраны. В отсутствие заокеанских «локомотивов» не оправдали надежд и французские комедии — любимый жанр на родине Луи де Фюнеса, Бурвиля и Пьера Ришара. Например, фильм Альбера Дюпонтеля «Адье, придурки» показал скромный результат — его посмотрели около 700 тыс. зрителей.

Не повезло ленте Андрона Кончаловского «Грех», которая во французском прокате почти сразу пала жертвой карантина. Ее отложили до лучших времен. Правда, «Грех» показали в католическом соборе нормандского города Кана в знак солидарности с миром кино.

Деятели культуры обвиняют власти в том, что им ближе торгаши-коммерсанты, чем культура. Они явились на заседание Государственного совета — высшей юридической инстанции страны — с требованием отменить правительственный указ о закрытии кинотеатров, театров и цирков. Вердикт Госсовета станет известен в ближайшие дни. Кажется, правительство пойдет на уступки. Тем более что множатся акции протеста. Известный певец Кали выступает с уличными концертами и призывает соотечественников к неповиновению.

Но не все деятели культуры призывают любой ценой спасать «седьмое искусство». Так, популярный режиссер и актер Матье Кассовиц, напротив, считает, что кинотеатры не столь уж важны в тяжелые времена, когда на кону стоит выживание человечества. «Залы так или иначе обречены на исчезновение, — заявил Кассовиц, — а пандемия на наших глазах лишь ускорит этот процесс. Кинематограф, как и всё общество, меняется на наших глазах».

Источник