Аукционный дом Christie’s в Лондоне объявляет о том, что на торги «Шедевры русского искусства», которые пройдут 26 ноября 2018 года, будет в общей сложности выставлено 268 лотов, включая шедевры живописи и выдающиеся произведения декоративно-прикладного искусства.
Аукционный дом Christie’s в Лондоне объявляет о том, что на торги «Шедевры русского искусства», которые пройдут 26 ноября 2018 года, будет в общей сложности выставлено 268 лотов, включая шедевры живописи и выдающиеся произведения декоративно-прикладного искусства.
К числу топ-лотов в секции живописи относятся полотно Ивана Айвазовского «Закат в Венеции» 1873 года (оценка: £400 000 – 600 000, на иллюстрации выше слева); автопортрет Василия Шухаева и портрет его жены, предлагаемые на продажу одним лотом с оценкой в £300 000 – 500 000; а также подборка работ Льва Бакста из собрания семьи Константинович – потомков художника. В секции декоративно-прикладного искусства следует особо отметить императорскую фарфоровую вазу, украшенную портретом императора Австрии, короля Богемии и Венгрии Франца I работы Нестерова по мотивам потрета кисти Иоганна Петера Крафта (оценка: £800 000 – 1 200 000, на иллюстрации выше справа).
Фаворитом в секции живописи является написанная в 1873 году картина Ивана Айвазовского (1817–1900) «Закат в Венеции» (лот №30, оценка: £300 000 – 500 000). Нет ничего удивительного в том, что Венеция с ее богатой историей и изысканными архитектурными пейзажами завораживала Айвазовского. Художник впервые посетил Венецию летом 1840 года во время пенсионерской поезки от Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. Благодаря своей способности писать по памяти в удобной атмосфере своей собственной студии, прекрасно оснащенной для работы с крупномасштабными полотнами, Айвазовский редко стремился достичь топографической точности конкретного места, стремясь в первую очередь передать его неповторимый дух и атмосферу. Выставляемое на продажу полотно служит ярким примером того, что художник использует хорошо узнаваемые венецианские достопримечательности для создания своей собственной живописной композиции, призванной передать очарование золотых лучей заходящего солнца, падающих на тихие воды Адриатической лагуны. Картина происходит из собрания Джона В. Клюге и не появлялась на рынке искусства последние двадцать лет. Выручка от продажи картиныбудет направлена в пользу Колумбийского университета.
К числу топ-лотов предстоящих торгов относятся и происходящие из частной французской коллекции две работы Василия Шухаева (1887–1973): «Автопортрет в сером халате» и «Портрет Веры Шухаевой, жены художника» (Лот №13, оценка: £300 000 – 500 000, на иллюстрации выше), местонахождение которых оставалось неизвестным до сегодняшнего дня. Эти работы не только демонстрируют высочайшее техническое мастерство Шухаева, но и являются уникальным свидетельством неповторимого творческого пути художника, неразрывно связанным с пристальным изучением наследия старых мастеров. Более того, богатая история этих двух портретов тесно связана с ближайшим окружением Шухаевых первых лет их пребывания во Франции в 1921–1922 годах. Через год после того, как пара прибыла в Париж в феврале 1922 года, «Автопортрет в сером халате» был подарен Ашхене Меликовой, а «Портрет Веры Шухаевой» – Саломее Андрониковой, близким друзьям семьи. Работу над портретами Шухаев начал в Финляндии, куда он перебрался с женой по льду Финского залива в в январе 1920 года, а закончил работу над портретамиуже в Париже в 1921 году.
Впервые на аукцион выставляется датированная 1919 годом работа Бориса Кустодиева (1878–1927) «Модель» (лот №7, оценка: £250 000 – 350 000, на иллюстрации слева). Эта редкая и важная работа находилась в одной и той же частной коллекции с конца 1930- х годов и связана с ранней пастелью, выполненной в 1908 году и находящейся в собрании Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко. Заметно отличаясь от салонных портретов Валентина Серова, чьи модели часто застенчиво драпированы (?)шелками и кринолином, модели на портретах Кустодиева гораздо более раскованы, но не менее лиричны. Модель на полотне Кустодиева восхищает зрителя своей белоснежной кожей, напоминающей о фарфоровых фигурках Данко, чья безупречность подчеркнута яркостью румянца на щеках и розовых губ.
Александр Герасимов (1881–1963) был знаменит не только благодаря своим официальным портретам, но и благодаря нежным и красочным натюрмортам с цветочными букетами. В ходе предстоящих торгов вниманию коллекционеров будет предложена его работа 1931 года под названием «Пионы» (лот №62, оценка: £200 000 – 250 000, на иллюстрации справа). На картине два роскошных букета из розовых, белых и бордовых пионов в круглых стеклянных вазах украшают круглый стол в ярко освещенном интерьере. В открытом окне на заднем фоне виднеется зеленый пейзаж и угадывается легкое дуновение ветра. Считая эту картину типичным образцом русской живописи, советская власть включила «Пионы» Герасимова в подборку произведений десяти художников, представлявших страну в 1935 году на Международной выставке, проходившей в питтсбургском Институте Карнеги (США). В последние дни выставки в 1936 году картину приобрела Элис Терхьюн, наследница состоятельного промышленника из Огайо. С тех пор «Пионы» оставались в частных руках и появляются на торгах впервые.
Отдельного упоминания заслуживает уникальная подборка работ Льва Бакста (1966–1924) из собрания семьи Константинович – потомков художника (лоты №№31–61), где представлены различные эскизы декораций, книжная графика, портреты, обнаженная натура, дизайны текстиля, натуралистические зарисовки и альбом с дизайнами дамских шляпок, среди прочих работ. Жемчужиной коллекции является выполненный в 1912 году акварельный эскиз декораций к балету «Дафнис и Хлоя» на музыку Мориса Равеля (лот №35, оценка: £180 000 – 220 000, на иллюстрации слева). Либретто для постановки по пасторальному роману Лонга написал Михаила Фокин, который, как и Равель, работал по заказу Сергея Дягилева. Премьера состоялась в парижском театре Шатле 8 июня 1912 года. Постановка удостоилась похвалы критики, равно как и декорации по эс кизам Бакста, вдохновленные древнегреческой чернофигурной росписью и мифологическими мотивами. Происходящий из частного финского собрания и написанный в 1882 году «Портрет Веры Репиной, жены художника» кисти Ильи Репина (1844– 1930) оценен специалистами аукционного дома в £150 000 – 200 000 (лот №15, на иллюстрации слева). Репин был представлен семье архитектора Алексея Шевцова в начале 1860-х годов. В 1872 году художник сделал предложение его младшей дочери Вере Алексеевне, после чего они поженились. На протяжении многих лет Вера была главной музой и натурщицей Репина. Она изображена на многих известных произведениях художника, в том числе на картинах «Воскрешение дочери Иаира» (1872 год, Государственный Русский музей) и «Парижское кафе» (1875 год, частная коллекция, продано Christie's 6 июня 2011 года, лот №22). Вера Репина также изображена на картине 1882 года под названием «Отдых» (Государственная Третьяковская галерея). Предлагаемый на аукцион портрет предположительно был написан в начале 1882 года, незадолго до «Отдыха». Из частной американской коллекции на продажу выставляется «Натюрморт» Натальи Гончаровой (1881– 1962), оцененный в £100 000 – 150 000 (лот №77, на иллюстрации ниже слева). 1916 год стал поворотным для творчества Гончаровой. Именно тогда она вместе с Михаилом Ларионовым отправилась в Испанию по приглашению Сергея Дягилева для работы над несколькими постановками в рамках «Русских сезонов». Настоящая картина представляет собой яркий образец того влияния, которое оказала на творчество художницы поездка в Испанию. Испанская тема присутствует и в датированной 1930 годом картине Павла Челищева (1898 –1957) «Испанский танцор», происходящей из коллекции выдающегося египтолога Уильяма Келли Симпсона (лот №8, оценка: £80 000 – 120 000, на иллюстрации выше справа), в чьей коллекции также представлены две другие работы Челищева: «Белый воротничок» и «Портрет Рене Кревеля (1900-1935)», а также картина Бориса Григорьева «Две матери». Челищев впервые начал работу над так называемыми «портретными натюрмортами» в конце 1920-х годов. Данная работа предположительно относится к серии из трех произведений, созданных летом 1930 года и выполненных в приглушенных оттенках серого, синего, коричневого и розового цветов.
Фаворитом в секции декоративно-прикладного искусства является происходящая из частной испанской коллекции крайне редкая императорская фарфоровая ваза, украшенная портретом императора Австрии, короля Богемии и Венгрии Франца I работы Александра Нестерова по мотивам портрета кисти Иоганна Петера Крафта (лот № 238, оценка: £800 000 – 1 200 000, на иллюстрации выше).
Ваза была изготовлена мастерами Императорского фарфорового завода в эпоху правления Николая I, в 1836 году. Николай I (1796–1855) был известным покровителем изящных искусств, по его заказу был изготовлен целый ряд выдающихся фарфоровых ваз, отражавших вкусовые предпочтения императора и предназначавшихся для дарения знатным особам – членам королевских семей и иностранным дипломатам. Данная ваза предположительно является самой большой из всех ваз аналогичной формы, когда-либо произведенных в мастерских Императорского фарфорового завода. Похожая ваза, украшенная портретом прусского короля Фридриха Вильгельма III по мотивам работы Франца Крюгера, на сегодняшний день находится в собрании Эрмитажа. Также на торги выставляется пара редких фарфоровых ваз, созданных мастерами Императорского фарфорового завода в эпоху правления Николая I в 1828 году и украшенных батальными сценами работы Семена Голова по мотивам картин Питера Воувермана (лот №246, оценка: £400 000 – 600 000, на иллюстрации слева). Форма ваз и высокое мастерство украшающих их репродукций позволяет сравнить их с двумя парами ваз, находящихся в данный момент в собрании Государственного музея - заповедника «Петергоф».
Предаукционные выставки: Москва, Christie’s Москва, Романов переулок, дом 2/6, стр. 13 – 8-10 ноября 2018 года (пресс-показ 7 ноября, начало в 13:00).
Лондон, Christie’s Кинг-Стрит – 22-25 ноября 2018 года