Великобритания
Параметры
Типографика
Лондон – Аукционный дом Christie’s объявляет о том, что топ-лотом торгов «Шедевры русского искусства» 25 ноября 2019 года станет написанная в 1917 году картина Николая Фешина (1881–1955) под названием «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо», предлагаемая из собрания семьи художника и оцененная экспертами аукционного дома в 2–3 миллиона фунтов стерлингов.

Родившийся в Казани в 1881 году, Николай Фешин был принят в Императорскую Академию художеств в 1901 году и впоследствии  поступил в мастерскую Ильи Репина (1844–1930). В своем преподавании Репин уделял особое внимание темам из повседневной жизни, подчеркивая важность правдивости и эмпатии. В то же время ученики Репина находились под сильным влиянием учившегося у него же Филиппа Малявина (1869–1940): «Когда я впервые начал работать в мастерской, там все находились под влиянием Малявина. Как каждое сильное животное оставляет после себя запах, так и после Малявина воздух нашей мастерской еще не очистился, и некоторые головы все еще были одурманены малявинским широким мазком» (цит. по: Г.П. Тулузакова, «Николай Фешин», Санкт-Петербург, «Золотой век», 2007). По воспоминаниям Фешина, всепоглощающее влияние экспрессивной техники Малявина раздражало Репина, который считал его пагубным и опасался, что оно мешает художественному взрослению учащихся. Не избежал этого влияния и Фешин. Его работы того периода отличаются реализмом, свойственным передвижникам, и смелыми мазками, перекликающиеся с картинами Малявина. Сам Фешин так писал о влиянии других художников на его творчество: «Его [Репина] поощрения не окрыляли меня. Я понимал, что композиция не может быть совершенной без полного знания человеческого лица, и вместо того, чтобы следовать его советам, я начал работать впоследствии исключительно над портретами» (там же).

В 1908 году Фешин вернулся в Казань, где начал работать штатным преподавателем Казанской художественной школы. Среди его учеников была Надежда Сапожникова (1877-1942), ставшая близким другом и покровителем художника. Она приобрела большое количество работ Фешина, включая ряд портретов, выполненных по ее собственному заказу. Начиная с 1909 года, Фешин стал принимать участие в международных выставках; художник был удостоен золотой медали за картину, показанную в рамках одной из выставок Мюнхенского сецессиона. Во время последующих выставок в Европе и США художник познакомился с влиятельным американским коллекционером Уильямом Стиммелем (1864-1930), который стал одним из главных покровителей его таланта. 

Работы Фешина казанского периода, предшествовавшего отъезду художника за границу в 1923 году, представляют собой пик его творчества. Именно тогда он нашел свой собственный уникальный стиль, сочетающий в себе элементы реализма, импрессионизма и экспрессионизма. К числу выдающихся произведений этого периода относятся: «Портрет Надежды Сапожниковой» 1908 года (Sotheby’s, Лондон, 28 ноября 2017 года, продан за £3 650 900); «Дама в розовом (Портрет Н. Подбельской)» 1912 года, купленный Стиммелем и хранящийся в Музее искусств Фрай в Сиэтле; «Портрет мадемуазель Подбельской» 1912 года (Christie’s, Лондон, ноябрь 2012 года, продан за £2 057 250).

«Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо» является настоящей кульминаций творчества Фешина того столь важного периода. Этот бесспорный шедевр представляет собой квинтэссенцию таланта и техники художника. Написанный в 1917 году, когда история России изменилась самым радикальным образом, этот портрет является важной вехой в жизни и творчестве художника. Сам Фешин так вспоминал те неспокойные годы: «Люди, вдохновленные идеалами, взялись перестраивать страну, торопясь разрушить старое, не имея ни физических сил, ни необходимых знаний для изменения старого ради незнаемого нового… Во время самого первого года революции новое здание КХШ [Казанской художественной школы] было лишено центрального отопления. Толстые каменные стены промерзли насквозь, а холод внутри был непереносимым… Мы рисовали и писали в пальто, варежках и валенках…»  (цит. по:  Г.П. Тулузакова, «Николай Фешин», Санкт-Петербург, «Золотой век», 2007). В этой атмосфере Фешин создал один из своих самых стильных и, если не сказать декадентских образов роковой женщины – символа изящной эпохи, которая стремительно исчезала.

На картине изображена соблазнительная молодая девушка в шикарном наряде, являющаяся воплощением Belle Époque или, так называемой, Прекрасной эпохи. Одетая в платье пепельного цвета и дополненное шляпкой, кокетливо завязанной на подбородке разноцветным бантом, она ухаживает за своими ногтями. Сидя вполоборота и сосредоточившись на своих тонких изысканных пальцах, мадемуазель Жирмо не обращает внимание на зрителей; она, кажется, знает, что на нее смотрят, но сознательно игнорирует этот факт поглощенная своим занятием. Используя мастихин и широкие выразительные мазки кисти, Фешин создает роскошный, бархатистый интерьер в сдержанной, но богатой цветовой гамме с различными оттенками черного, красного и коричневого. Фигура девушки окутана лучами света, которые играют на медном чайном сервизе и фруктах позади нее. Кобальтово-синие, золотые и зеленые цветовые акценты придают композиции дополнительный блеск. Роскошь данного полотна резко контрастирует с реалиями того времени: как будто игнорируя обстановку в революционной России, мадемуазель Жирмо целиком занята своим собственным комфортом. О ней известно немного, кроме того, что она была ученицей Казанской художественной школы.

Работа Фешина «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо» произвела сильное впечатление на Веру Смиренскую (род. 1898), учившуюся у художника в Казанской художественной школе: «У нас в это время красок для живописи уже не было, мы их делали сами кустарным способом при помощи толстого стекла и курантов. Терли из красочного порошка с подсолнечным, часто плохо очищенным маслом. Складывали в промасленные бумажные тюбики. Конечно, такие краски оставляли желать лучшего. <...> Фешин же мечтал о красках совершенного качества. Помню, как мы, студенты, рассматривали портрет Жирмо, написанный Фешиным, какие краски он употреблял в том или другом месте. Особенно мы отмечали розовый краплак, введенный в форму рта. Очевидно, Николай Иванович накладывал его искуснейшей лессировкой по сырому нижнему слою. Он любил широкие, плоские кисти и действовал ими виртуозно, с легкостью фокусника. Выпуклые части лица и обнаженного тела очаровывали перламутровым блеском тонких нюансов. Глаза на портрете Жирмо живут, а губы вот-вот раскроются и зазвучит речь!» (цит. по: Г.А. Могильникова, «Николай Иванович Фешин: документы, письма, воспоминания о художнике», Москва, «Художник РСФСР», 1975). 

Выставляемый на торги портрет является одним из редчайших шедевров Николая Фешина, написанных им во время казанского периода его творчества, что до сих пор находятся в частных коллекциях. Картина предлагается на продажу впервые с момента  своего создания, предоставляя редкую возможность стать обладателем выдающегося произведения одного из важнейших русских художников ХХ века.   

Торги: Лондон, 25 ноября 2019 года

Предаукционная выставка в Москве: 8–10 ноября, а также в Нью-Йорке (с 23 октября) и Лондоне (22–24 ноября)    

Встречаем Провожаем в Лондоне. Трансферы: Heathrow, Gatwick, Luton. VIP Клиенты частный аэропорт, What’s App, +447734800339 aalux.co.uk

Евгений Чичваркин о Сирии