THE PHOTOGRAPHERS' GALLERY, ЛОНДОН
THE PHOTOGRAPHERS' GALLERY, ЛОНДОН
Выставка с метафорическим названием «Первоцвет», демонстрирует появление и развитие цвета в русской фотографии в 1860-1970-е годы и одновременно является историей российской фотографии и историей России в фотографии. На примерах работ классиков российской фотографии: П.Павлова, К. Бергамаско, С. Прокудина-Горского А. Эйхенвальда, А. Родченко, В. Микоши, Г.Петрусова, Д, Бальтерманца, Б. Михайлова и др., можно проследить, как в течение столетия менялась российская фотография и жизнь в стране, переживавшей исторические и социально-политические катастрофы.
Выставка строится по хронологическому порядку с учетом двух факторов: развитие фототехнологий и социальные изменения в стране, менявшие роль фотографии в обществе.
Во второй половине 19 века, в России, как и в Европе, цвет появляется в фотографии благодаря раскраске фотоизображений акварельными и масляными красками. Раскрашенная фотография становится важной частью российских интерьеров.
В начале 20 века, до Первой Мировой войны идет процесс активной европеизации России. Автохромы братьев Люмьер получают широкое распространение в России (П. Веденисов). В это же время С. Прокудин - Горский изобретает свой оригинальный метод изготовления и тиражирования цветных отпечатков. Царь Николай II заказывает ему цветную фотолетопись Российской Империи.
После Октябрьской революции 1917 года, в 1920 - 1930-ые годы в России бурно развивается фотомонтаж, позволивший создавать визуальные утопии. Большевистская пропаганда использует его как «визуальное оружие». Красный цвет становится доминантой в фотомонтажах и раскрашенных фотографиях того времени (А.Родченко, В. Степанова, В. Улитин и др.)
С середины 1940-ых до начала 1960ых российским фотографам, работавшим для официальных изданий, лимитировано выдается драгоценная в то время цветная пленка. Соцреализм в фотографии, обслуживающий сталинскую идеологическую машину, становится цветным. (В. Микоша, А.Хлебников, Я. Халип и др.)
С начала 1960-ых годов «хрущевская оттепель» стимулирует развитие гуманистической фотографии в СССР. (А. Бальтерманц, И. Шагин, Р. Диамент и др.)
В 1970-ые годы в СССР активно развивается неофициальная культура. Одновременно в массовый обиход поступает дешевая цветная диапозитивная пленка. Фотографы андеграунда используют ее для создания домашних слайд-шоу, доступных только узкому кругу единомышленников (В. Михаилов).
В 1980-ые годы ранний цвет в фотографии заканчивается, и цветная фотография получает массовое распространение.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
THE PHOTOGRAPHERS' GALLERY, ЛОНДОН
представляют выставку
в рамках
Перекрестного Года культуры Великобритании и России – 2014
«ПЕРВОЦВЕТ. РУССКАЯ ЦВЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ»
Куратор: Ольга Свиблова
При поддержке Британского Совета в России
Выставка продлится с 31 июля по 19 октября
The Photographers’ Gallery
16 – 18 Ramillies Street, London W1F 7LW