Спектакль «Скамейка» показали в “LoganHall’e”
Русские спектакли в вечно бурлящей столице Соединённого Королевства совсем не редкость и, с учётом весьма многочисленной русскоязычной общины, крайне востребованы. В глазах местных жителей русская сцена ассоциируется с ежегодными постановками по Чехову и уже давно привычным в рождественский сочельник чайковским Щелкунчиком. Британцы, в известной степени, поощряют инновации в современном английском искустве, но к иностранным постановкам относятся весьма консервативно. Не удивительно, что в нынешний перекрёстный год культуры Великобритании и России, лондонское сообщество увидело лишь несколько независимых и современных театральных постановок. Об одной из них сегодня и пойдёт наш разговор.
В последнее пятилетие в массовом сознании постсоветского человека всё сильнее закрепляятся ностальгия по Советской эпохе. Стагнационные брежневские годы ассоциируются со « счастливым детством» поколения сорокалетних, «бурной молодостью» поколений пятидесяти и шестидесятилетних и «тихой гаванью» в жизни нынешних пенсионеров. Для людей в ту эпоху не живших, российские каналы транслируют романтизирующие сериалы, а на театральной сцене всё чаще ставятся драматические произведения Александра Гельмана. «Скамейка» – как раз одна из них.
Пьеса переносит зрителя в освещённый подвесными огоньками уголок Парка имени Цурюпы, в безымянном советском городе. В вечерних сумерках пожелтевшей листвы встречаются двое: циничный и эгоистичный шофёр-снабженец и наивная и до глубины души добрая контролёрша местной чулочно-носочной фабрики. Оба одиноки и по-своему несчастны. Оба имеют распавшиеся браки и совершенно разные взгляды на дальнейшую жизнь. Оба были знакомы раньше, но потеряли друг-друга после совместно проведённой ночи. Вечер на скамейке в парке даёт героям второй шанс и спустя несколько часов интенсивного общения они осознают душевное родство.
Романтическая история из жизни советских людей собрала полный зал лондонского LoganHall’a. Каждый увидел что-то своё и на короткое время перенёсся на тридцать лет назад. Туда, где из громкоговорителей парка «подвыпившая сторожиха» объявляет о «завершении работы культурного заведения» и повсеместно играют советские хиты поздних семедесятых. Куценко и Апексимова играют превосходно, не теряя трагизма в самых нелепых и смешных ситуациях. Сам жанр трагикомедии подобран удачно, позволяя зрителю как разрядится эмоционально, так и хорошенько призадуматься над происходящим на сцене и в жизни. Три часа представления перенесли зрителей в далёкий но такой родной мир утраченной родины. Именно этого чувства русскоязычному человеку в далёком Лондоне и не хватает.
Виталий Сманцер