В Cadogan Hall’e состоялось совместное выступление Бориса Гребенщикова и ансамбля Русские Виртуозы Европы.
На сцене генеральная репетиция вечернего концерта: камерный оркестр играет «Сувенир из Флоренции» Чайковского. Замирает альт и лишь одинокая скрипка держит напряжение. «Какое кощунство записывать симфоническую музыку на электронные носители информации» - полушепотом комментируют за моей спиной. Поворот головы, и, передо мной предстаёт мужчина среднего роста в модных брюках красного вельвета, проницательный взгляд не скрывает привычное обрамление цветных очков. Гребенщикова я узнал сразу.
Profile Russia: Борис, добрый день! В программе вечернего концерта помимо исполнения Ваших избранных песен заявлено так же выступление ансамбля Русские Виртуозы Европы, играющего произведения Чайковского – согласитесь, крайне необычное музыкальное сочетание?! Как Вы пришли к подобному сотрудничеству, было ли это решение спланированным, или как и множество вещей в жизни пришло спонтанно?
Борис Гребенщиков: Спонтанного в жизни ничего не бывает. Два года тому назад я написал песню, которая чуть позже превратилась в сюиту. Порядка шести месяцев мы с моим здешним приятелем английским композитором Саймоном Бейсом (SimonBass- прим. авт.) работали над новым произведением, а чуть позже результат нашего совместного творчества был записан на студии «AbbeyRoad» при участии Королевского симфонического оркестра Великобритании. Официальная премьера сюиты состоялась в Петербуржской Капелле: именно тогда мы впервые попробовали добавить симфонические вставки в ряд авторских песен. Данное направление представляется мне особенно интересным – после альбома «Соль» нужно было двигаться дальше и новоявленная сюита являлась самым непредсказуемым и неизведанным направлением моего творчества.
Profile Russia: Выходит в данный момент Вы работаете в классическом направлении?
Б.Г. Для меня это не является классикой, в моём понимании это все те же прежние песни, которые мне приходилось исполнять раннее. Моё общее восприятие музыки включает в себе много совершенно разных направлений между которым не существует особенно чёткой границы.
Profile Russia: Для многих людей имя Бориса Гребенщикова в первую очередь ассоциируется с творчеством «Аквариума». Какова судьба вашего коллектива, выступаете ли вы до сих пор вместе? Помнится в не столь далёком 2013 в медийной среде прозвучала фраза, что музыкальный коллектив «закончил турне длинной в 22 года».
Б.Г. Дело в том, что Бориса Гребенщикова как такового не существует. Всё что я делаю – это так или иначе «Аквариум», в том числе и мои сольные альбомы. Они и называются сольными лишь потому, что я не хочу втравливать это дорогое мне имя в личные эксперименты. Аквариум это один дух и одна компания дополняющих друг-друга людей. Поэтому на сегодняшнем выступлении в рядах оркестра будет играть: ударник «Аквариума», флейтист «Аквариума», басист «Аквариума». «Аквариум» постоянно меняет форму и это естественно при долгом сотрудничестве творческих людей. Некоторые люди начинают проситься на пенсию, некоторые люди начинают просится домой, а некоторые люди с нетерпением ждут следующего концерта. Как бы то ни было, но сама идея музыкального коллектива остаётся прежней.
Profile Russia: Каким критериям Вы следовали, подбирая сольные песни к сегодняшнему концерту? Желали ли Вы порадовать аудиторию проверенной классикой или же в основу репертуара легли новые произведения в том числе и из последних альбомов?
Б.Г. Я подбирал песни исходя только из того, как они совмещаются с симфоническим и струнным оркестром. Исполненные произведения представляют собой общую завершенную картину, создавая гармоничную и позитивную атмосферу. Юра Жислин (руководитель ансамбля Виртуозы Европы - прим. авт.) был столь любезен, что подобрал недостающие в ансамбле инструменты и необходимых нам музыкантов, после чего концерт обрёл осязаемые формы.
Profile Russia: Чем является для Вас понятие «творчества»?
Б.Г. Творчество присутствует в каждом из нас. Любой человек содержит хаос, неструктурированную информацию. Мужчины отгораживаются от хаоса логическим мышлением. Женщины, наоборот, в потоке хаоса тонут. Следуя этому принципу можно заключить, что высшая цель творчества - это извлечение из хаоса некой осмысленной формы, формы красоты. Насколько глубоко удаётся побеждать хаос зависит от личных качеств каждого чеговека, но лично я ассоциирую творчество с повторным сотворением мира руками смертного. Каждый творческий деятель ведом Богом, подпитываясь его энергией и духом.
Profile Russia: В начале нашего знакомства Ва произнесли фразу: «кощунство записывать симфоническую музыку на электронные носители памяти». Скажите, как же в таком случае быть людям, не имеющим возможности побывать на живых концертах. Ведь, как сказал классик: «искусство должно идти в массы»?
Б.Г. Искусство никому ничего не должно, более того, оно ничего не требует и находится выше любого смысла, обращаясь прямо к душе, минуя любое сознание. Запись симфонического оркестра не передаёт даже одной тысячной той энергетики, тех эмоций, что человек испытывает находясь в филармонии. Не зря многие мои друзья, дойдя до определённой стадии самоосознания начинают работать именно с симфоническими ансамблями. Ощущения испытываются колоссальные, сродни некому прозрению. Понявший это человек стремится испытать это ещё и ещё, но и наркотиком это не назовёшь, у наркотика другое физиологическое воздействие.
Виталий Сманцер