В дизайне важны знания не только геометрии, но и физики, химии, правда, последние нужны не только для понимания процессов взаимодействия физических тел в природе. Выступая в разряде молодых талантов на кельнском смотре дизайна, прошедшем в январе вместе с выставкой Imm Cologne, дизайнер Йолан ван дер Виль из Амстердама занял первое место. Жюри и зрителей поразил и сам представленный объект, но еще больше – метод и инструмент его изготовления.
В дизайне важны знания не только геометрии, но и физики, химии, правда, последние нужны не только для понимания процессов взаимодействия физических тел в природе. Выступая в разряде молодых талантов на кельнском смотре дизайна, прошедшем в январе вместе с выставкой Imm Cologne, дизайнер Йолан ван дер Виль из Амстердама занял первое место. Жюри и зрителей поразил и сам представленный объект, но еще больше – метод и инструмент его изготовления.
«Предмет мебели или все-таки скульптура?» – мучил вопрос наблюдающих. Оказалось, что выставленный экспонат – это табурет, сделанный очень необычным способом.
Кстати, рядом с представленным табуретом находился и сам станок, благодаря которому появилась столь необычная мебель. Похожая на гильотину конструкция позволяет с помощью элементарных знаний свойств металлов создавать интересные вещи. К деревянным рамам сверху прикреплены магниты c конусовидными наконечниками. Вниз ставится чаша с жидким металлизированным пластиком (специально разработанная смесь). Верхние магниты опускаются, и масса, в которой содержится не менее шести килограмм раскрошенного железа, подтягиваясь к конусам и на ходу застывая, обретает органически рваную форму.
«На все в нашем мире влияет сила гравитации. Задействовав ее в дизайне, я изобрел новую технологию и уже изготовил таким способом несколько вещей. До табурета были чаши, подсвечники. Процесс небыстрый, но результат всегда непредсказуемый», – говорит ван дер Виль.
Gravity Tool и Gravity Chair были его дипломными проектами в амстердамской Gerrit Rietveld Academy. Дизайнер окончил ее в прошлом году, до того посещал год знаменитую эйндховенскую Design Academy и бизнес-школу в Амстердаме. Рассказывает, что его всегда интересовали научные открытия и возможность совмещать в работе разные дисциплины. В данном случае он сумел найти новое применение невидимой и самой мощной естественной силе, о существовании которой всем давно известно. При этом позволил ей самой определять форму вещей.
«Моя роль как дизайнера сведена к минимуму, я просто выступаю ассистентом природного феномена», – cкромничает Йолан, чья степень участия в процессе на самом деле не так уж мала: он сконструировал и изготовил станок, изобрел рецепт смеси, один из секретов которой – консистенция. Если плохо замешать, табурет может получиться слишком твердым или, наоборот, масса не будет твердеть.
Дизайнер также продумывает схему размещения магнитов, что влияет на расположение ножек табурета. Интересно, что предмет, произведенный «магнетическим» способом, сохраняет способность притягивать другие железные предметы. И можно не сомневаться в прочности, по словам автора, Gravity Chair выдерживает до 200 килограммов.
Ван дер Виль планирует сконструировать другой станок, побольше, чтобы изготавливать, например, столы, но для этого и магниты нужны мощнее. Сейчас он ищет спонсоров, готовых вложиться в проект. Собирается изучать другие природные силы с целью привлечь их к творческому процессу.