Лондон – Christie’s имеет честь представить «Портрет Марии Цетлин (1882-1976)» кисти Валентина Серова на аукционе «Шедевры русского искусства», который состоится 24 ноября 2014 года (оценка: £1 500 000 - 2 500 000). На картине, которая появляется на арт-рынке впервые в истории, изображена Мария Цетлин, дуайен русской эмиграции в Париже. Средства от продажи работы будут направлены на развитие музеев города Рамат-Ган (Израиль).
Моше Абрамовиц, вице-мэр города Рамат-Ган, и Меир Ааронсон, главный куратор и художественный директор: «Более 50 лет назад мэрия Рамат-Гана пообещала семье Цетлин, что коллекция будет хорошо представлена, занимая весомое место в культурной жизни города. Для того, чтобы выполнить это обещание, мэрия приняла решение обновить выставочное пространство и улучшить доступ к нему более широкой аудитории. Из практики ведущих музеев мира Рамат-Ган почерпнул, что результаты успешного аукциона могут значительно повлиять на будущее музеев. Коллекция четы Цетлин очень большая и важная. Продажа одной работы для того, чтобы принести пользу всему собранию в целом, является правильной практикой в музейной сфере. Коллекция включает значимые произведения русских художников, в том числе и другие четыре работы Валентина Серова, среди которых портрет Марии Цетлин. Средства от продажи будут использованы для обновления экспозиции коллекции, расширения выставочного пространства и будущего развития культуры и искусства города Рамат-Гана».
Алексей Тизенгаузен, глава международного отдела русского искусства: «Портрет Марии Цетлин (1882-1976)» – это, вне всяких сомнений, самая уникальная работа Серова, которую я когда-либо имел честь держать в своих руках за всю историю работы в Christie’s. Элегантная поза сидящей, запечатленной в присущих Серову серебряных тонах, воплощает мастерство выдающегося русского портретиста. Написанная в 1910 году в Биарицце, эта работа была выполнена на пике творческой карьеры Серова, за год до его кончины. В том же году Серов завершил другие важные работы, включая знаменитые портреты Ивана Морозова и Иды Рубинштейн, которые находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи и Русского музея соответственно. Портрет Марии Цетлин (1882-1976) был представлен в рамках важных выставок русского искусства в Мальмё (1914), Брюсселе (1928), Лондоне (1935) и Праге (1935), и по просьбе Серова, – на международной художественной выставке
в Риме в 1911 году. Картина никогда не появлялась ни на аукционе, ни на арт-рынке, и я счастлив, что у меня есть возможность представить этот исключительный портрет на ноябрьском аукционе».
Мария Самойловна Цетлин в девичестве Тумаркина (1882-1976) и Михаил Осипович Цетлин (1882- 1945) встретились в Париже в политической эмиграции и поженились в 1910 году. Ненадолго вернувшись в Москву после Октябрьской революции, они эмигрировали во Францию в начале 1920-х годов. Квартира Цетлин на авеню Анри Мартана в Париже стала одним из самых известных литературных салонов для русской эмиграции и не раз открывала свои двери для таких поэтов, художников и политиков, как Пабло Пикассо, Жорж Брак и Диего Ривера.
Получив образование в Германии и Швейцарии и докторскую степень по философии, Мария являлась интеллектуальным союзником Михаилу, успешному и влиятельному поэту, редактору и издателю. Сочиняя свою поэзию под псевдонимом Амари, Михаил Цетлин также редактировал стихотворную секцию журнала «Современные записки» в 1920-х и 1930-х годах, позднее основав новое литературное и политическое издание «Новый журнал», посвященное писателям, поэтам и философам Серебряного века в России.
Будучи признанной красавицей, Мария Цетлин часто позировала важным русским художникам, среди которых были Леон Бакст, Сергей Чехонин и Александр Яковлев. К концу 1920-х Цетлин сформировала значительную коллекцию русского искусства, собрав работы одних из самых важных русских художников XX века, включая Наталью Гончарову, Леона Бакста, Бориса Григорьева, Петра Кончаловского, Дмитрия Стеллецкого, Михаила Ларионова, Александра Бенуа и Валентина Серова. В 1941 году, во время Второй Мировой войны, чета Цетлин переехали в Нью-Йорк, чтобы воссоединиться со своей коллекцией после войны. Большая часть собрания оставалась в семье вплоть до 1959 года, когда она была подарена мэрии города Рамат-Ган.