Российская национальная театральная премия «Золотая Маска» пройдет в Москве уже 24-й раз.
Основанная в 1993 году, премия и одноименный фестиваль с каждым годом продолжают будоражить воображение зрителей и впечатлять творческим размахом новых постановок. Театральный эксперт и основатель театрально-продюсерской компании Мария Гальперина рассказывает о том, как преображается город во время проведения фестиваля «Золотая Маска».
Мария, расскажите про репертуар «Золотой Маски» в этом году.
Ежегодно, на 2 месяца в Москву приезжают лучшие театры, которые до этого проходят тщательный отбор театральной комиссией. В репертуаре только новые спектакли, которые были представлены в театральном сезоне.
Отдельное внимание уделяется направлению современной оперы и балета - по статистике, именно эти жанры больше всего привлекают жителей Москвы и иностранцев.
Если зритель знает русский, то, конечно же, можно обратить внимание и на другие спектакли, но в основном, подавляющая часть аудитории концентрирует свое внимание именно на этом.
Какие постановки в рамках номинаций следует посетить?
В частности, каждый год в Москву приезжает Пермский театр оперы и балета – это настолько важное культурное явление в России, что люди прилетают со всего мира, лишь бы попасть на премьеру под управлением дирижера Теодора Курентзиса.
Это настолько экспрессивная театральная фигура на музыкальном небосклоне, что интересны как его отдельные концерты, которые он дает в Москве, так и балеты, оперы и совершенно новые театральные эксперименты с его участием.
Говоря об экспериментах, в балете формируется совершенно новый язык - там нет сюжетов, к которым мы так привыкли. Например, в новой интерпретации балета «Золушка» Сергея Прокофьева герои известной сказки узнают о том, что король проводит бал, по телевизору. А вместо привычной нам кареты-тыквы красуется ретро-автомобиль.
Также каждый год в Москву приезжают Красноярский и Екатеринбургский театры оперы и балета, которые показывают очень интересные спектакли. Рекомендую посетить постановку про Советскую власть Воронежского театра оперы и балета «Родина электричества» - эта опера отличается от того, что показывают сегодня в театрах.
Расскажите про программу «Золотая маска в городе».
Хочется отметить настоящий театральный творческий подвиг «Золотой Маски», потому что это невообразимо трудоемко – привезти в Москву такие многочисленные труппы, оркестр, балетные декорации. Это требует огромных, просто титанических усилий. В течение 2-х месяцев театральные коллективы показывают отрывки из своих постановок в городском пространстве, и их можно посмотреть совершенно бесплатно. Это может происходить в зданиях библиотек, музеев и вокзалов, на площадях города.
Помимо взрослой программы, представлена и детская. В большинстве случаев совсем необязательно понимать язык, так как это в первую очередь визуальное явление.
Какое участие ваша компания принимает в театральной премии и фестивале?
Вот уже второй год подряд проходит уникальная премьера, которую наша компания делает совместно с «Золотой маской» – своеобразный предвестник церемонии закрытия фестиваля.
Чтобы люди, которые еще не пришли в зрительные залы, могли почувствовать тонкий и прекрасный вкус искусства, мы организуем уличные постановки, в которых соединяем зрелищность с высокими жанрами – хором, оперой, балетом, современным танцем.
Для выступающих подобный эксперимент является достаточно смелым, потому что когда театр сходит со своих помостов в городское пространство, - это всегда серьезный вызов для актеров.
Город – по-своему живая среда, которую каким-то образом надо обжить и создать атмосферу театра. Удерживать внимание здесь гораздо сложнее, так как приходится обходится без затемнения, большого количества спецэффектов и декораций – артист должен конкурировать с городским шумом и звуками.
В этом году наша постановка будет проходить 14 апреля в Парке Горького с 16:00 до 18:00, куда может попасть каждый желающий совершенно бесплатно.
Как выглядела премьера в прошлом году? С каким трудностями вам пришлось столкнуться?
В прошлом году мы делали спектакль – театральный променад, который символизировал главные театральные жанры: балет, драму, трагедию, театр кукол и оперу,соответствующие номинациям Золотой маски.
В каждой мини-постановке с юмором были представлены современные и традиционные формы искусства, а под конец было подготовлено оперное представление. Безусловно, такой формат звучал очень нетрадиционно в городском пространстве, так как здесь мы соединяем профессиональные навыки артистов с очень необычными визуальными образами. Достижение такого сочетания предполагало ряд определенных сложностей.
У нас были костюмы – объемные и чрезвычайно сложные по созданию, и нам надо было находить баланс между тем как двигаться и как сочетать визуальную красоту.
Например, у одной оперной певицы на голове была люстра как символ оперы и оперного искусства. Эту конструкцию надо было сделать так, чтобы она была одновременно и легкой, и прочно фиксировалась на голове, и в то же время не должна мешать пению. Над этим трудилась целая команда мастеров.
Также, были сложные костюмы у группы драматического жанра – артисты надевали разные маски, которые были игровыми элементами и частью костюма. Во время выступления эти маски менялись в зависимости от эмоций, которые артист хотел передать аудитории.
В опере, например, костюмы частично состоялись из нот, которые использовались при пении и снимались с костюма. Все эти игровые элементы были очень захватывающими, ведь зрителя надо завлечь, чтобы ему был интересно, что будет происходить дальше.
Специально для этого перформанса вместе с режиссером мы разработали передвижную колонку. Спектакль двигался, и вместе с ним должен был двигаться и звук. Перед нами встала задача сделать колонку так, чтобы она была не менее элегантна и изящна – такого рода вопросы нам приходилось решать чуть ли не каждый день.
Что еще можно посмотреть сейчас до церемонии закрытия «Золотой Маски» и вручения наград?
Говоря о спектаклях, можно сходить на постановку «Дядя Ваня» в театре им. Ленсовета. Это очень визуальный спектакль, на котором можно прочувствовать историю по образам.
Еще можно сходить на «Малую форму» в театр-студию «Грань». Каждая работа местного талантливейшего режиссера всегда является очередным открытием.
Если говорить про оперу, то рекомендую сходить на «Фауста» в театре «Новая Опера» и «Чадского» в «Геликон-опере».
По балету – определенно стоит посетить «Времена года» в Мариинском театре, «Золушку» в Пермском театре оперы и балета.
Любителям современного искусства будет интересно сходить на постановку «Клетка» в Большом театре и «Memoriae» в театре «Современник».
И, конечно же, не забываем про оперетту «Принцесса цирка» в Московском театре мюзикла, которую оценят приверженцы легкого жанра.
Мария, что можно ожидать еще на площадках города во время театрального фестиваля?
Завершение фестиваля «Золотая Маска» придется на самый разгар Пасхи, поэтому в городе будут интересные пасхальные события, которые можно будет посетить и узнать о празднике подробнее, попробовать его «на вкус». Что будет в программе, и чем мы вас удивим, расскажем в следующей статье!
автор:Мария Щур
фото: Валерий Латыпов