В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Сорок первый»

0

23 марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля по повести Бориса Лавренева «Сорок первый». Режиссер постановки — Иван Пачин, художник-постановщик – Ольга Галицкая, в спектакли заняты актеры Антон Соколов, Дарья Рябцева, Ирина Токмакова, Юлия Пилипович, Алексей Веретин и другие.

Для Ивана Пачина, который по праву считается одним из самых талантливых режиссеров своего поколения, работающих для детской и юношеской аудитории, постановка повести «Сорок первый» стала первым обращением к взрослому материалу. Рассказывая о знакомстве с Губернским театром, режиссер отметил:

«Меня познакомили с Сергеем Витальевичем Безруковым примерно полтора года назад в Севастополе, в Театре Морского флота имени Бориса Лавренева – это было, как мне кажется, символично. Мне предложили поставить этот материал, и это первый мой спектакль с маркировкой 16+. В основном я занимаюсь театром для детей и очень люблю его. Но когда ко мне поступило это предложение, я согласился попробовать: мне было интересно, как этот материал откликнется сегодня. Московский Губернский театр – новый для меня, и когда ты приходишь в незнакомый коллектив, то идешь с открытым сердцем, ты должен в него влюбиться. И тебе становится очень дорого то, что ты делаешь с этими людьми. Многие актеры пришли на первую читку уже влюбленными в материал, — у Бориса Лавренева удивительный язык, это выдающийся текст. И с самого начала мы ставили перед собой задачу оставить куски авторского текста, чтобы он прозвучал в спектакле».

Художественный руководитель МГТ Сергей Безруков отметил, что сотрудничество с режиссером стало долгожданным и важным опытом для труппы театра:

«Иван Пачин — один из тех режиссеров, с которыми наш театр хотел поработать давно. Это очень интересный режиссер, со своим особым видением мира, с особым режиссерским почерком. Его постановки при кажущейся простоте трогают до глубины души, причем зрителей любого возраста: и взрослых, и подростков, и детей. Спектакли Пачина четыре раза становились победителями Большого Детского фестиваля. Поэтому я очень рад, что наша совместная работа состоялась, для актеров Губернского театра работа с Иваном Пачиным стала очень необычным и важным опытом. Мы предложили Ивану поработать над повестью Бориса Лавренева «Сорок первый» — это потрясающий литературный материал, который звучит сегодня очень актуально».

Повесть Бориса Лавренева «Сорок первый» написана в 1924 году лишь за два дня. Выдающийся художественный текст, которому была суждена фантастически счастливая судьба в истории русской литературы, в кино и театре. История о любви, которая рождается вопреки миру и времени.

Гражданская война закинула на необитаемый остров двух непримиримых классовых врагов, людей разных культур, разных миров. Красный снайпер Марютка и белогвардейский поручик Говоруха-Отрок волею судьбы оказываются отрезанными от мира, на пустынном клочке земли, словно получив шанс почувствовать себя вновь людьми – равными, свободными от шаблонов общества, бесконечных битв и вражды. И возродиться заново для единственно важного, истинного – для любви.

Режиссер Иван Пачин и художник Ольга Галицкая рассказывают драматическую историю в формате сказки-притчи, используя излюбленный режиссером открытый игровой прием. Художественное пространство спектакля буквально создается на глазах зрителей из подручных материалов и предметов: труба превращается в пулемет, поставленные углом скамейки – в баркас, а кусок синего бархата – в бушующие морские волны, в которых тонут красноармейцы Семянный и Вяхирь. Создатели спектакля играют не только с персонажами и предметами, но и с пространством, на ходу меняя плоскости и масштабы: так, финальный роковой выстрел Марютки длится целую вечность, как в кино, и сама пуля разрастается до гигантских размеров, а часть бытия героев на острове мы видим словно сверху, с небес.

Иван Пачин рассказал, что выстраивал спектакль в нескольких смысловых пластах, чтобы он был интересен и понятен как взрослому зрителю, так и детям, которые смогут увидеть в этой притче что-то свое – это режиссер тоже привнес в свою работу из детского театра, которому он посвящает большую часть деятельности.

Отвечая на вопросы об актуальности, злободневности темы спектакля, Пачин отметил:

«Мы как художники всегда стараемся быть на стороне всех людей. Станиславский учил «искать в злом доброго, а в добром злого», в нас всегда очень много всего скрыто, намешано. За каждым из персонажей в этой истории стоит очень четкая система координат. Мы любим и Говоруху-Отрока за то, что он отказывается участвовать в бойне, — и мы верим Марютке, которая хочет продолжать служить тем идеалам, в которые она верит. Каждый из них отстаивает свою правду, но если между этими людьми есть любовь, значит, на каком-то уровне они могут услышать и понять друг друга. Это очевидно, и мы сегодня тоже сталкиваемся с этим в жизни. Вопрос, что мы с этим будем делать, и как будем выражать свою позицию?

Мне кажется, сегодня очень важно уметь высказываться на злободневные темы, но делать это нежно, с любовью. Этой нежности очень много в тексте Лавренева, главное для нас — суметь ее сохранить. Мы не выступаем с лозунгами, мы говорим о мире чувственном. И не боимся сами себе задавать вопрос: а почему Марютка так поступила в финале? И эти ответы на одном спектакле могут прийти, а на другом – нет. Мог ли быть у этой истории другой финал, могла бы Марютка отпустить поручика? В русской литературе – пожалуй, нет. Мы так устроены, нам нужен этот удар, чтобы мы очнулись, сидя в зрительном зале. Это наша национальная идея, наша особенность, — ощутить страдание и боль другого человека и разделить ее. Для нас это важно, поэтому мы ищем эту боль на сцене, поэтому и театр у нас так популярен».